Венецианский кинофестиваль: бедность, насилие и любовь
Пока главный сюрприз Венецианского кинофестиваля - "Жена полицейского" немца Филипа Гренинга. В этом и других фильмах программы заметны магистральные мотивы программы нынешнего фестиваля – насилие и бедность.
Бьет - значит любит
Симпатичный полицейский возвращается домой с ночной смены. Раздевается, вешает одежду, ложится в постель к жене. Утром – сцена завтрака пары и их четырехлетней дочки, семьи, живущей в провинциальном городке в сравнительно скромном доме. Во всех их действиях видна удивительная нежность. На протяжении трех часов экранного времени перед зрителем будет разворачиваться ужасающая картина падения семьи в пропасть. Муж садистски избивает жену, жена страдает, но терпит, девочка смотрит тревожными глазами.
Игровой дебют немецкого документалиста Филипа Гренинга "Жена полицейского" - трехчасовой фильм, состоящий из 59 коротких сцен семейной жизни, разделенных титрами "начало" и "конец". О насилии в семье и о любви между матерью и дочерью, как сказал на пресс-конференции режиссер, он и снимал кино. Также он добавил, что одним из важных мотивов картины была бедность. Его дебют расколол критику. Во время первого показа в течение первого часа из зала вышла едва ли не четверть зрителей. Остальные завороженно смотрели, как фантастически снята эта картина (к примеру, известно, что для съемок и нужного освещения Ф.Гренинг снял с дома, где происходило действие, крышу), как микроскопически точно показана тут жизнь семьи и нарастание насилия.
Отцы и дети
Страшная бедность, превращающая человека в отбросы, показана в "Джо" Дэвида Гордона Грина с Николасом Кейджем в заглавной роли. Бывший заключенный руководит бригадой на лесопилке и берет на работу 15-летнего подростка и его отца-алкоголика. Отец, постепенно превращающийся в монстра, регулярно поколачивает парня и отнимает у него деньги. Но уйти мальчик не может, понимая, что тогда тот будет избивать его младшую сестренку и мать. Видя, как хочет парень выкарабкаться из ужасающей нищеты, Джо пытается ему помочь, но не только отец–алкоголик угрожает этой зародившейся дружбе, но и прошлое самого Джо.
Дэвид Гордон Грин – режиссер, который снимает и фильмы типа "Повелителя лавин", выигравшего "Серебряного медведя" за режиссуру на Берлинале-2013, и коммерческое кино - например, "Ананасовый экспресс". Нынешний фильм вполне можно считать важным претендентом на венецианские награды. Мальчика сыграл Тай Шеридан – замечательный подросток, у которого пока в активе всего три фильма. Кроме "Джо", это "Мад" Джеффа Николса и "Древо жизни" Терренса Малика. Роль Джо – определенно одна из лучших в карьере Николаса Кейджа.
На обочине жизни
"Дитя божье" - адаптация романа Кормака Маккарти, мрачная история человека, выкинутого на улицу, живущего пещерной жизнью. Его отец повесился, когда герою было десять лет, мать сбежала, а отцовскую землю продали с аукциона. Теперь он живет где придется (в лучшем случае - в заброшенных полуразрушенных хижинах), постепенно теряет человеческий облик и даже способность к членораздельной речи. Дело доходит до грабежей, некрофилии и жутковатых убийств.
Режиссер "Дитя божьего" - Джеймс Франко. Впервые его фильм борется за главный приз одного из крупнейших фестивалей. До сих пор его творчество оказывалось либо вне конкурса, либо во вторых по значению конкурсах, как это было с лентой "Когда я умирала", приглашенной в "Особый взгляд" Канн. В нынешней картине снимались сам Франко (правда, в эпизоде), Тим Блейк Нельсон. В главной роли – Скотт Хейз, памятный по сериалу "CSI: Место преступления".
35-летний Франко – человек невероятно активный. Когда-то получивший "Золотой глобус" за роль Джеймса Дина в одноименном телесериале и ставший кинозвездой после "Человека-паука", Франко сегодня – актер, режиссер, писатель, общественный деятель. В Венеции показывают не только его фильм в основном конкурсе. В "Горизонтах" на призы претендует режиссерский дебют внучки Френсиса Форда Копполы Джии Копполы "Пало Альто". Фильм снят по книге Франко, а сам он сыграл тут одну из главных ролей. На заборах Лидо висят рекламы глянцевых журналов с ним на обложке. Независимо от распределения наград, американец уже стал одной из главных звезд нынешней Мостры.
Марина Латышева, "РБК daily"