Общество, 02 сен 2014, 01:24

Игорь Ким пришел в Чехию

Читать в полной версии
Фото: Мария Митрофанова/РБК

Экспобанк Игоря Кима приобрел 100% чешского LBBW Bank CZ — седьмого по величине банка в Чехии. С начала переговоров о покупке прошло почти два года. Цена сделки могла превысить $100 млн.

Экспобанк закрыл сделку по покупке банка у немецкого Земельного банка земли Баден-Вюртемберг (Landesbank Ba­den-­Wurttemberg, LBBW) 1 сентября, сообщил РБК представитель Экспобанка. На должность предправления LBBW Bank CZ будет назначен Марис Авотиньш, ранее занимавший должность предправления латвийского банка Игоря Кима.

Переговоры о покупке шли почти два года. «В этом году были небольшие задержки, возможно, связанные с ухудшением геополитической обстановки в мире», — пояснил РБК управляющий директор Экспобанка Владимир Мехряков.

LBBW Bank CZ на 1 апреля занимал седьмое место в ренкинге чешских банков по активам (всего банков в Чехии около 20). У банка 18 офисов в Чехии, включая офис в центре Праги на Вацлавской площади. «Доля рынка у этого банка около 1%, примерно столько же — у австрийской «дочки» Сбербанка, которая там работает», — уточняет Мехряков. Он отмечает, что пока рано говорить о стратегии банка с точки зрения развития бизнеса, но непременно одним их ключевых направлений будет российское. «В Чешской Республике сейчас благоприятная обстановка для ведения бизнеса, эта страна занимает нейтралитет в вопросе санкций», — добавляет он.

Цена сделки не раскрывается. «Если оценивать по активам и капиталу чешского банка, то при активных $1,5 млрд и капитале $85 млн банк должен стоить примерно $100–130 млн (минимальный мультипликатор 1,2)», — оценивает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Банкир Игорь Ким известен тем, что в начале 2000-х покупал небольшие региональные банки и развивал их путем объединения. В 2009 году подконтрольный Киму Урса Банк объединился с МДМ Банком, однако потом Ким вышел из состава акционеров. В 2012 году он купил Барклайс Банк, вернул ему старое название Экспобанк и продолжил покупать и присоединять к нему банки, в частности, были присоединены Сиббизнесбанк и Стромкомбанк. Параллельно Ким приобрел российскую «дочку» немецкого банка West LB.

«Наверное, перспективы оте­чественной банковской системы туманны, а покупка банка в небольшой европейской стране, может быть, не принесет громких побед, но рассчитывать на устойчивое развитие позволит», — комментирует новое приобретение Кима замгендиректора Интерфакс-ЦЭА Алексей Буздалин. По его словам, если банк будет развиваться самостоятельно, без привлечения фондирования из России, которое дороже, чем в Чехии, то результат может быть успешным.

По мнению независимого эксперта по сделкам M&A Игоря Смелянского, для российских акционеров в Европе угроза санкций есть, но она не так высока: если банк зарегистрирован в Чехии, то он работает по законам Чехии. «Другой вопрос, что конкурентная среда в Чехии достаточно высока, там присутствуют лидеры мирового рынка, включая Citibank. Развитие может быть успешным, если банк покупался под конкретных клиентов, как, например, на Кипре успешно существуют «дочки» российских банков, которые обслуживают интересы компаний, зарегистрированных там», — отмечает Смелянский. Возможно, что Ким переориентировался на зарубежные банки, потому что видит, что там потенциал больше, а риск меньше, также, предположительно, его заинтересовала возможность покупки технологий, добавляет он.

У Экспобанка 17 офисов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Кемерове, Екатеринбурге, Перми, Красноярске и Сургуте. В настоящее время банк обслуживает более 100 тыс. частных клиентов и более 6 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Экспобанк попал в санкционный список Канады 28 апреля, Игорь Ким пытается оспорить включение в этот список в Министерстве иностранных дел Канады.

Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях