Неоценимый Госсовет
В эту пятницу на заседании Госсовета Владимиру Путину предложат способы повысить эффективность госрасходов. РБК daily ознакомилась с предложениями для президента. Среди прочего ему рекомендуют дать волю министерствам по повышению госслужащим зарплат, выводить институты развития на самоокупаемость и выставлять инвестпроекты на конкурс для привлечения частных инвесторов.
4 октября Владимир Путин созовет Госсовет, на котором обсудят меры по оптимизации бюджетных расходов. О ее необходимости президент говорил в бюджетных посланиях 2012—2013 годов. Кроме того, он поручал правительству совместно с экспертами провести аудит бюджетных трат. Свои решения по эффективному расходованию госсредств в июле предложил Минфин (см. РБК daily от 11.07.13), параллельно велась работа на площадке «открытого правительства» с участием экспертов Белого дома. В мае была создана отдельная рабочая группа Госсовета, которую возглавил мэр Москвы Сергей Собянин, его заместителями стали министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов и министр финансов Антон Силуанов.
Ищите сами
Рабочая группа заседала все лето, итогом стали предложения президенту (РБК daily ознакомилась с ними). Президенту их представит в том числе ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Стимулировать эффективность расходов предлагается несколькими способами. В их числе — более активное привлечение частных инвестиций. Инвестпроекты, запланированные государством, должны выставляться на конкурс для определения частного инвестора. Такая практика широко распространена в Европе, говорит чиновник Минфина. Стимулами для инвесторов могут быть уже существующие механизмы — долгосрочный госзаказ, тарифное регулирование, налоговые послабления, льготы по аренде земли и др., добавляет собеседник РБК daily.
Необходимо запустить механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Сейчас в законодательстве отсутствуют нормы о заключении соглашений ГЧП, не прописан порядок предоставления земельных участков под инвестпроекты, так и не заработал соответствующий закон, считают эксперты.
Еще один резерв — сами госкомпании и институты развития. Доли в созданных в результате бюджетных вливаний предприятий должны активно продаваться частным инвесторам, а институты развития поэтапно должны перейти на самофинансирование. «Если не заставлять институты развития самих искать финансирование, они до бесконечности будут просить у государства все новые и новые деньги», — говорит замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев, участвовавший в подготовке доклада. «Роснано» уже идет по этому пути, к этому же должны стремиться и ВЭБ, и РВК, и другие институты развития, уверен он. Но полностью отказаться от бюджетных средств они не смогут, отмечает эксперт: без венчурных проектов не будет инноваций, а большинство таких проектов убыточны, но необходимы для будущих этапов развития экономики.
Сам себе бухгалтер
На Госсовете будет затронута тема о предоставлении ведомствам большей свободы в решениях о зарплатах подчиненных, знает чиновник правительства. «Сегодня у руководителей ведомств почти нет возможностей стимулировать наиболее талантливых сотрудников, зачастую они вынуждены раздувать штат. Было бы правильно дать им возможность поощрять наиболее ценные кадры и избавляться от «балласта», — объясняет член Экспертного совета при правительстве, первый проректор ВШЭ Лев Якобсон.
Ранее Белый дом заявлял, что не будет индексировать зарплаты госслужащих. Недавно была рассмотрена и инициатива Алексея Навального по сокращению расходов на автомобили чиновников (сейчас она в стадии доработки).
Экономить бюджет поможет и переход на новую систему закупок. Закон о Федеральной контрактной системе (ФКС) вступит в силу со следующего года, он должен заменить 94-ФЗ «О госзакупках». Контроль над повышением эффективности крупных госрасходов было поручено рассмотреть на правительственной комиссии по координации деятельности «открытого правительства».
Экспертный совет, проводя апробацию ФКС в шести пилотных регионах и госкорпорации «Росатом», зафиксировал, что грамотное внедрение контрактной системы даст экономию на госзакупках от 8 до 15%, а по ряду направлений — до 25%. В новый закон на основании январских предложений экспертов «открытого правительства» были внесены положения, расширяющие возможности общественного контроля и повышающие открытость госзакупок и расходов. В частности, предлагается создать единый федеральный орган, ответственный за ФКС, крупные закупки отдавать на экспертную оценку и проверку, ввести общественное обсуждение для контрактов дороже 1 млрд руб., ввести административную и уголовную ответственность за нарушение в сфере закупок, а также возможность дисквалификации недобросовестных участников на уровне учредителя вплоть до пожизненной.
«Необходимо стимулировать развитие общественных организаций, занимающихся контролем расходов госсредств, мотивировать развитие гражданской активности. А для простых граждан нужна доступная информация в формате «народного бюджета», — говорил на форуме в Сочи Михаил Абызов.
Расскажут президенту и о планах сделать бюджет открытым и прозрачным. Предлагается создать понятные обывателям версии бюджетов, разработать отдельный закон, регламентирующий раскрытие информации. Президенту доложат о необходимости «перезапуска» закона о реформе госучреждений (83-ФЗ, призванный стимулировать их самостоятельно зарабатывать деньги за счет коммерческой деятельности). «Многие возлагали на него большие надежды, другие опасались, что он приведет к массовому закрытию учреждений. На самом деле потенциал, заключенный в этом законе, реализован наполовину», — добавляет г-н Якобсон.
Что спасет регионы?
По данным Минрегиона, сейчас субъекты неэффективно расходуют средства по нескольким направлениям — ЖКХ, образование, строительство, здравоохранение, госуправление, сфера экономики. Только по этим статьям неэффективные расходы в 2007—2011 годах составили около 1% ВВП. Большая часть нецелевых расходов пришлась на ЖКХ (10—13% всех расходов на отрасль) и образование (11—20%). Одно из возможных решений — переход регионов на программный метод формирования бюджета.
Эту схему уже активно используют столичные власти. «Программный метод позволяет обеспечить согласованность действий органов власти города, определять приоритетность мероприятий, точные сроки и т.д. При традиционном подходе не всегда удавалось отследить, на реализацию каких именно мероприятий направлялись средства, например, при решении транспортных задач», — объясняет высокопоставленный чиновник московского правительства.
Сейчас 16 российских субъектов уже утвердили госпрограммы, а 45 — в процессе перехода на программный метод. Правда, многие делают это лишь формально. «Берут обычный бюджет и расписывают как программный», — говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.