Общество, 02 ноя 2015, 00:25

Экономия на здоровье: как переживает кризис рынок молочной продукции

Читать в полной версии
Фото: предоставлено PR-департаментом «Деловой России»

Россияне стали есть меньше молочной продукции из-за роста цен и падения доходов, а государство предпочитает поддерживать производителей мяса.

Меньше молока

В конце сентября Росстат опубликовал результаты анализа потребления молока и молочных продуктов за 2014 год. Новые данные свидетельствуют о том, что объемы потребления сократились почти на 2%. Получается, что на каждого россиянина сегодня приходится 244 кг молочных продуктов в пересчете на молоко в год при рекомендации Минздрава и ВОЗ в 330–340 кг.

Совершенно очевидно, что значительную роль в падении потребления сыграли девальвация рубля и снижение покупательной способности. Если раньше среднестатистический гражданин мог позволить себе 630 л молока или 93 кг масла, то сегодня — 570 л или 82 кг соответственно. Но роста цен на молочные продукты избежать невозможно при текущей девальвации — себестоимость производства увеличилась на 40% за год.

В таких условиях можно предложить государству выбрать все-таки один из путей, на который нужно вступить и идти по нему следующие 10–15 лет. Сохранять потребление молочных продуктов на уровне, обеспечивающем здоровье населения, можно двумя способами: первый — финансово поддерживать производителей, которые работают на грани рентабельности, чтобы обеспечить рынок дешевыми продуктами, второй — дать производителю зарабатывать, а не сводить концы с концами, но помогать социально незащищенным гражданам.

Вторым вопросом власти уже начали активно заниматься, эффективность российской программы продовольственных карточек еще предстоит оценить. А о том, как помогать молочникам и улучшить инвестиционный климат в молочном животноводстве, мы говорим уже много лет и даже сделали отдельную программу развития отрасли. Понятно, что в условиях секвестирования бюджета вряд ли стоит рассчитывать на обилие поддержки. Однако в ситуации, когда молочная отрасль страдает от дефицита сырья, а прилавки — от нехватки качественных отечественных сыров и масла, выделять миллиарды рублей на поддержку производства элитных стейков по меньшей мере удивительно.

Тем не менее большая часть средств из 5 млрд руб., выделенных в этом году на субсидирование кредитов, пойдет именно на поддержку производителя продовольствия для самой обеспеченной части населения страны.

Напугали людей

Еще одной причиной падения потребления молочных продуктов стала та информационная война, которая вокруг них развернулась. Выступать с громкими заявлениями о количестве фальсификата на рынке не гнушаются даже те ведомства, которые отношения к готовой молочной переработанной продукции и вовсе не имеют, но зато имеют политические амбиции.

При этом потребители у нас безграмотные. Необходимо рассказывать людям не только о том, что нельзя брать кредиты в валюте, если зарабатываешь в рублях, но и о том, что 1 кг сыра за 150 руб. бывает только в мышеловке.

Проблема фальсификации сегодня есть, и ее нужно решать путем введения жестких штрафов и наращивания производства высококачественного молока, а не запугивания потребителей, иначе все больше россиян будут думать, что майонез это молочный продукт, богатый кальцием.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику