Общество, 02 ноя 2015, 00:25

Списать и конвертировать

Читать в полной версии
Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Новый генеральный директор «Трансаэро» Валерий Зайцев предложил кредиторам списать часть долга перевозчика, а остаток конвертировать в акции с гарантированной доходностью.

«Мы думали, будет разговор»

В пятницу утром назначенный 23 октября гендиректором «Трансаэро» Валерий Зайцев и покупатель контрольного пакета акций компании, совладелец S7 Владислав Филев провели встречу с кредиторами компании. На встречу пришли большинство кредиторов, кроме представителей Сбербанка. Не было на ней и представителей «Аэрофлота», которые с начала сентября отвечали за оперативное управление «Трансаэро».

Филев напомнил собравшимся, что покупает пакет не S7, а он сам как физическое лицо, сделка еще не закрыта, но Филев намерен владеть как минимум контрольным пакетом акций. Говоря о долге компании и ее будущем, он попросил у кредиторов полгода для того, чтобы навести порядок в делах. С 26 октября перевозчик лишился сертификата эксплуатанта и не может перевозить пассажиров.

«С моей точки зрения, мы сможем восстановить в каком-то виде операционную деятельность компании именно за полгода, то есть через полгода у компании будет вполне приличного размера действительный кэш. Вот это я с высокой долей вероятности вам скажу. Может быть, это будет не та компания, которая сегодня находится в этой ситуации, а допустим, ее дочерняя компания», — заявил Филев.

Кредиторы Филева не перебивали. Но их удивило, что рабочая встреча получилась открытой для прессы. «Мы думали, будет разговор. Встреча без лишних свидетелей», — сказал РБК один из представителей кредиторов.Владислав Филев договорился с прежним основным владельцем «Трансаэро» Александром Плешаковым о покупке контрольного пакета акций авиакомпании. Позже совладелец S7 Наталия Филева говорила РБК, что Филев планирует предложить кредиторам «Трансаэро» конвертировать ее долг в 49% акций новой объединенной компании, которая будет создана из активов группы S7 (авиакомпании «Сибирь» и «Глобус», обе летают под брендом S7) и «Трансаэро».Если договоренность будет достигнута, банки получат доли этого пакета пропорционально доле в долге «Трансаэро», говорила Филева, добавляя, что согласие на конвертацию уже дали Новикомбанк (долг «Трансаэро» банку — 8 млрд руб.), МФК (2,5 млрд руб.) и еще четыре банка, вошедших в комитет кредиторов, созданный по инициативе МФК: Абсолют Банк, Московский индустриальный банк, Московский кредитный банк и банк БФА. В банках РБК подтверждали принципиальное согласие с планом. Филева говорила, что согласия не удалось получить от крупнейших кредиторов «Трансаэро» — Сбербанка и ВТБ.

Письмо Зайцева

На столах в комнате для встречи лежали копии обращения генерального директора «Трансаэро» Валерия Зайцева. В нем он просил кредиторов подождать, пока менеджмент перевозчика разработает бизнес-план «на принципах операционной эффективности». В качестве приоритетной задачи Зайцев назвал «восстановление операционной деятельности компании». Альтернатива — банкротство, которое не компенсирует долги перевозчика банкам, напоминалось в обращении.

Несмотря на то что детального предложения для кредиторов Зайцев и новые акционеры «Трансаэро» так и не представили, в обращении гендиректора упоминалась одна из его деталей. «Учитывая исключительно высокие объемы задолженности и сложность сложившейся в компании ситуации, данное предложение, вероятно, будет предполагать частичное списание долга, а также конвертацию долга в акции авиакомпании с положительным денежным потоком и гарантированной доходностью».Комитет кредиторов «Трансаэро» уже изучил различные модели спасения авиакомпании, рассказал ТАСС член правления «Трансаэро» Александр Бурдин. По его словам, нужно говорить об изменении бизнес-модели и повышении эффективности. «Можно увеличить загрузку мощностей и увеличить производительность, в то время как ранее, может быть, была погоня за долей рынка», — сказал он. В качестве примера неэффективности прежней работы «Трансаэро» Бурдин привел соотношение пассажиров и сотрудников перевозчика. «Компании, которые перевозят 1 тыс. пассажиров на одного работника, — это умирающие компании, неэффективные. От 1,5 тыс. до 2 тыс. — эта компания чувствует себя хорошо... От 2 тыс. и  более — является, по сути, кэш-машиной. «Трансаэро» перевозила 1,1 тыс. человек на одного работника, что является неудовлетворительным», — заявил Бурдин.​В обращении Зайцева также говорилось о том, что причина сложного финансового положения перевозчика — в прежней стратегии быстрого роста объемов перевозок за счет низких цен. «В текущих экономических условиях данная стратегия не может быть успешной», — указал гендиректор «Трансаэро».

Рейдерский захват, «Аэрофлот» и ФАС

Кредиторы читали письмо и слушали Филева. Вопросов было немного. Активнее всех проявила себя председатель правления банка МФК Оксана Лифар.

«Для акционеров [ситуация развивалась] следующим образом: из-за рейдерского захвата из их кармана просто вырывают деньги — назову вещи своими именами. Акционер банка МФК считает ровно так же», — заявила Лифар на встрече кредиторов в пятницу. «Коллеги, я призываю вас внимательно подумать насчет того, как мы дальше вместе будем действовать. Надеюсь на то, что мы придем к какому-то взаимопониманию. Банкротство компании — это вряд ли для кого-то хорошо, кроме авиакомпании — крупнейшего конкурента», — заявила топ-менеджер МФК.

По словам Лифар, финансовую модель перевозчика разработает Райффайзенбанк, он же будет вести переговоры со всеми кредиторами. Филев подтвердил ТАСС эту информацию. РБК представитель банка сообщил, что «банк проводит переговоры с новым акционером о возможном участии в реструктуризации». В 2009 году Райффайзенбанк разрабатывал план реструктуризации долга авиакомпании «Сибирь» (основной актив группы S7).

«Аэрофлот», представителей которого на встрече не было, также рассчитывает вернуть деньги, которые, как считают в авиакомпании, ей с начала сентября задолжала «Трансаэро». «Мы формируем пакет [требований по долгам] и дальше будем подавать, чтобы мы на всякий случай были в очереди кредиторов — мало ли что случится», — сказал Интерфаксу в пятницу генеральный директор перевозчика Виталий Савельев. «Аэрофлот» уже подал в Арбитражный суд Москвы два иска о взыскании с «Трансаэро» 3,05 млрд и 5,6 млрд руб. Это средства, которые компания потратила на перевозку пассажиров, купивших билеты «Трансаэро». В пятницу же «Аэрофлот» перечислил 500 млн руб. на выплату аванса заработной платы сотрудникам проблемного перевозчика.

Отдельно глава «Аэрофлота» напомнил, что продолжает считать законным гендиректором «Трансаэро» бывшего менеджера «Аэрофлота» Дмитрия Сапрыкина. «Законным гендиректором «Трансаэро» по-прежнему является Дмитрий Сапрыкин, и «Трансаэро» остается под операционным управлением «Аэрофлота», — заявил Савельев.

На стороне Филева и кредиторов компании выступил в пятницу глава ФАС Игорь Артемьев. Он заявил журналистам, что антимонопольная служба была против решения Росавиации о временной передаче 56 рейсов «Трансаэро» «Аэрофлоту», о котором было объявлено на следующий день после объявления о сделке Филева с акционерами «Трансаэро» (21 октября).

«Представители Росавиации на это говорили, что нам надо летать с такого-то числа, мы же уже забрали соответствующее свидетельство об эксплуатации у «Трансаэро». Поэтому они летать не могут, и мы должны кому-то маршруты отдать, — пересказал свой диалог с регулятором Артемьев. — Но почему-то отдали только «Аэрофлоту». Зачем отозвали эксплуатационный сертификат накануне ​[сделки Филева]? Они что, не могли неделю подождать? Я понять не могу, что происходит!»В ФАС считают, что «Аэрофлот» вправе получить часть рейсов проблемного перевозчика для компенсации затрат по операционному управлению «Трансаэро», но обещают проверить, как в будущем окончательно поделят маршрутную сеть «Трансаэро» («Аэрофлот» получил рейсы сроком на один год).

Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist