Общество, 02 ноя 2021, 06:39

Институт Пушкина выбрал слово года

Им стало слово «спутник». На втором месте оказалось слово «Афганистан», на третьем — словосочетание «Северный поток». Частотность употребления также выросла у слов «перепись», «QR-код» и «антиваксер»
Читать в полной версии
Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Наиболее употребляемым в русскоязычных медиа в 2021 году стало слово «спутник». Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина.

«По результатам анализа на первое место вышло слово «спутник», его в 2021 году стали употреблять в девять раз чаще, чем раньше. Это слово прочно связано с названием российской вакцины», — говорится в сообщении.

В институте отметили, что рост частотности употребления этого слова обусловлен широким обсуждением тем вакцинации и признания российской вакцины «Спутник V» за рубежом.

Второе место, по данным института, занимает слово «Афганистан». Его стали использовать в 6,5 раза чаще — такой взрывной рост употребления вызван обсуждением событий в этой стране. «Тема Афганистана очень чувствительна для России, поскольку многие хорошо помнят ввод и вывод советских войск. Можно сказать, что новостная лента задела спящую травму российского (шире — русскоязычного) общества, что и вызвало бурную реакцию», — заявил доктор филологических наук, научный руководитель проекта «Слово года» Михаил Осадчий.

На третьем месте оказалось словосочетание «Северный поток»: его частотность выросла в пять раз. Эта тема вспыхнула в 2021 году с новой силой в связи с окончанием работы по прокладке «Северного потока-2».

Четвертое место заняло слово «перепись», частотность которого выросла в 4,6 раза. «Этот рост вполне ожидаем, поскольку Россия проходит десятилетний цикл переписи», — отметил Осадчий.

В пятерку также вошло слово «импичмент» — оно стало использоваться чаще более чем в четыре раза. Поводом послужили события в США, где экс-президент Дональд Трамп стал первым в истории страны главой государства, которому объявили импичмент дважды. Рост также продемонстрировали слова «QR-код», «антипрививочник» и «антиваксер» — их стали использовать чаще, чем раньше, в 4,3 и 2,7 раза соответственно. «Замыкают список слова, которые хотя и признаны нами ключевыми в 2021 году, но продемонстрировали падение частотности на фоне четырех предшествующих лет — это «выборы», «нерабочий» и «смертность», — рассказал Осадчий.

Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением