Общество, 02 дек 2010, 13:20

"Ворованный " Рубенс довел коллекционера до суда

Скандалом обернулась громкая история семилетней давности вокруг шедевра Рубенса "Тарквиний и Лукреция", который, как заявляет Германия, был украден из музея Сан-Суси в Потсдаме во время Второй мировой войны. Как пишут сегодня "Известия", владелец полотна Владимир Логвиненко, чьи права на картину в 2003 году удалось отстоять с помощью российских властей, уже несколько лет предпринимает активные действия для продажи ее за рубежом.
Читать в полной версии

И это при том, отмечает издание, что семь лет назад он твердо заявлял о намерении оставить шедевр в России и выставить его в Эрмитаже на условиях бессрочного экспонирования. Сейчас В.Логвиненко выступает ответчиком по иску своего делового партнера Анатолия Локтионова, который обвиняет его в невыполнении обязательств, связанных как с "Тарквинием и Лукрецией", так и с рядом других произведений искусства.

Предприниматель В.Логвиненко стал широко известен в 2003 году. Тогда разразился грандиозный международный скандал вокруг шедевра Рубенса "Тарквиний и Лукреция". Оказалось, что в течение десятилетий после войны бесценное полотно хранилось в семье майора Советской армии Бориса Дорофеева - сначала у него самого, а потом у его дочери. В 1999 году женщина, не подозревающая о ценности картины, продала ее за 800 долларов. Во время последующих сделок цена поднялась - 28 тысяч, 500 тысяч долларов. В руки В.Логвиненко она попала уже за 3,5 миллиона долларов. Независимые эксперты это полотно меньше чем в 60 миллионов евро не оценивали. Тогда В.Логвиненко хотел продать шедевр сразу: он предложил властям Германии выкупить "Тарквиния и Лукрецию". Но Германия отказалась.

Немцы обвинили В.Логвиненко в пособничестве в приобретении имущества, добытого преступным путем, и возбудили уголовное дело. Досталось не только российскому коллекционеру, но и его немецкому адвокату Морису Рамзайеру. Инициатором уголовного преследования стал директор музея Сан-Суси в Потсдаме Герд Бартошек. По его словам, в начале прошлого века картина хранилась в музее, но после войны пропала, а значит была украдена.

В этом деле, по мнению автора статьи, В.Логвиненко выбрал самую эффективную на тот момент тактику. Он объявил, что является добросовестным приобретателем и "сдался" российским властям: обо всем рассказал в Росохранкультуре и заявил, что намерен отстаивать интересы - не свои, а страны - до победного конца. С помощью российских властей, конечно. Одновременно было сделано заявление на тему попыток Германии переписать итоги Второй мировой и отобрать у народа-победителя по праву доставшийся ему шедевр.

Перетягивание каната продолжалось полтора года. На фоне "Тарквиния и Лукреции" разбирались особенности внутреннего и международного законодательства, стороны припоминали, кто и у кого что вывез - начиная с акварелей и заканчивая Янтарной комнатой. За это время В. Логвиненко превратился в коллекционера, большого друга Эрмитажа и других музеев и галерей. "Тарквиния и Лукрецию" правоохранительные органы изъяли и заперли в хранилище Пушкинского музея. В. Логвиненко обещался передать "Тарквиния и Лукрецию" в Эрмитаж на постоянную экспозицию.

В результате этот частный в общем-то спор между российским коллекционером и немецким музеем всплыл на встрече президента Владимира Путина и канцлера Герхарда Шредера. В публичных комментариях главы государств ограничились общими фразами, но после разговора "в верхах" российская Генпрокуратура признала Логвиненко тем самым добросовестным приобретателем, а немцы прекратили "рубенсовские" уголовные дела.

Однако в 2007 году Владимир Логвиненко выходит с предложением о сотрудничестве на известного предпринимателя, бывшего первого вице-президента компании "Роснефть" Анатолия Локтионова. Для А. Локтионова перспективы выглядели весьма заманчивыми. Логвиненко вызвался получить все разрешения, организовать проведение экспертиз и других оргмероприятий. От Локтионова требовалось только одно - финансирование.

14 марта 2007 года стороны заключают меморандум о намерениях и договариваются создать специальный Фонд искусств, который и будет заниматься продажей картины. При этом В. Логвиненко обязуется передать в фонд саму картину, а Локтионов - 10 миллионов евро. Анатолий Локтионов сразу после подписания меморандума перечисляет Логвиненко авансом пять миллионов евро.

Через полгода обеспокоенный судьбой пяти миллионов, Локтионов инициирует новые переговоры. В.Логвиненко предлагает заменить Рубенса на другой шедевр - полотно Тициана "Венера и Адонис" - и обязуется продать его всенепременно. Видимо, замена скандального полотна другим в большей степени была обусловлена сложностями, связанными с продажей шедевра в Европе, а отнюдь не желанием оставить сокровище в России.

Локтионов соглашается. Но проходит еще два года, и все, что может предложить Логвиненко партнеру в ноябре 2009-го, - это обещание продать еще три рубенсовских полотна - "Союз Земли и Воды", "Поклонение пастухов" и "Распятие". Выбирать не приходилось. Локтионов повел речь о возврате средств, но Логвиненко отвечал, что денег нет и обещает до 1 марта 2010-го все продать. Стороны подписывают новый протокол, но и весной 2010 года и картины, и деньги были в том же состоянии.

"Понимая, что собственно денег у Логвиненко к тому времени уже нет, мой доверитель согласился еще на одну уступку, - рассказал "Известиям" адвокат Локтионова Максим Платонов, - в марте 2010-го стороны заключили новое соглашение. Выплаченные пять миллионов преобразовывались в заемные обязательства с отсрочкой платежа. Кроме того, стороны договорились все же предпринять совместные действия для реализации картин. Но результата как не было, так и нет. А. Локтионов начал самостоятельно искать покупателей - даже провел консультации с президентом Парижской биеннале антикваром Аароном Эрве. От В. Логвиненко требовалось только одно: предоставить экспертные заключения, безусловно подтверждающие подлинность произведений, а также разрешения на их вывоз. Но ни того, ни другого сделано не было, и дальнейшие переговоры с потенциальными покупателями оказались бессмысленны. Дело в том, что у экспертов есть сомнения в том, что три произведения действительно принадлежат кисти самого Рубенса, а не его учеников. Специалисты также указывают на массу расхождений в технике письма. Есть у экспертов сомнения в подлинности и относительно полотна Тициана. Единственное решение, которое у нас оставалось, - разорвать соглашение. Что мы и сделали, потребовав возврата долга и процентов по нему".

Сейчас иск Анатолия Локтионова к бывшему деловому партнеру рассматривается в Лефортовском суде Москвы. По мнению адвокатов А.Локтионова, дело будет выиграно и Владимиру Логвиненко скорее всего придется выплатить всю сумму с процент амии. Однако, отмечает издание, скорее всего денег у него нет, т.к. по одной из версий, он купил на них другие произведения - Тициана и три картины Рубенса, о которых говорилось выше.

Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая