В Большом театре история о Золушке перестала быть сказкой
«Золушка» Прокофьева - балет-загадка. Милая, простая, а благодаря Шварцу еще и веселая сказка превращается у Прокофьева в философскую историю с совсем недетской и совсем несказочной музыкой, где нежные, лирические темы соседствуют с мрачными, роковыми. Казалось бы, бал, на котором Золушка и Принц впервые видят друг друга, и сцена их встречи после долгой разлуки должны быть самыми светлыми фрагментами балета. Однако же в сцене бала отчетливо звучит трагизм, а для финала, в котором впору фанфарам трубить, Прокофьев сочинил печальные адажио. Тонкостям партитуры точно и чисто следует оркестр Большого под управлением А.Ведерникова.
Истоки трагизма «Золушки» Прокофьева - это вопрос индивидуальной трактовки произведения. Авторы нынешней версии «Золушки» - Юрий Посохов и Юрий Борисов - избрали «автобиографический ключ». И хотя в самом балете отсутствует указание на оправданность такого подхода, в записях Прокофьева есть, например, такое признание: «Золушка - моя Лина» (имелась в виду жена композитора). Постановщики обратились к личной истории Прокофьева, который переживал тяжелые времена, когда сочинял музыку для «Золушки». Однако комментарии автора за рамками художественного текста, по сути, не имеют отношения к самому произведению, а потому автобиографическая трактовка - весьма спорный путь для интерпретатора (если только это не жанр автобиографии). Истинные художественные ценности ведут самостоятельный образ жизни, отрываясь от своих творцов и «забывая» их биографию.
Исторический взгляд на музыку к балету «Золушка» привел к тому, что сам Прокофьев фактически стал персонажем своего балета, причем не менее значимым, чем Золушка. Композитор заменил Фею-крестную, представ в образе сказочника, который живет на Луне. Он придумывает историю о Золушке, а его помощница Пташка решает сыграть в ней главную роль и для этого прилететь на Землю.
Автобиографическая трактовка музыки Прокофьева повлекла за собой и «осовременивание» действа. Сказочник прилетает в дом, где живет Золушка с мачехой и сестрами, на велосипеде, а сцена бала стилизована под 30-40-ые годы XX века («Золушка» была написана в 1945 году). В либретто вообще много современных реалий, которые не могут быть включены в мир обстоятельств традиционной волшебной сказки: мачеха на балу злоупотребляет шампанским, Принц, который не может найти Золушку, сражен тяжелой депрессией, хрустальную туфельку примеряют Марлен Дитрих и Мария Каллас.
И хотя в балете много знаков современной жизни, в постановке танцев Посохов, освоивший на Западе разнообразные стили, опирался на классическую традицию. Заглавные партии исполнили суперзвезды Большого Светлана Захарова и Сергей Филин. И именно благодаря танцам, а также феерическим костюмам, в спектакле все-таки есть сказочная линия. Посохов поставил хореографические номера для стрекоз, кузнечиков, подсолнухов, чашек, чайника, ложки и метлы, которая забавно «пылит» своей шевелюрой, когда кланяется Золушке. В спектакле много удачных сценографических ходов: летящий через всю сцену на велосипеде сказочник в развевающемся шарфике, комнаты-шкафы, огромная замочная скважина, в которую заглядывает Золушка, чтобы увидеть бал.
Финал постановки - итог размышлений авторов спектакля над музыкой Прокофьева и его судьбой: Золушка остается в своей сказке и навсегда расстается со сказочником.
Премьерные показы спектакля пройдут 3, 4 и 5 февраля.