Общество, 03 фев 2015, 00:25

КамАЗу шофер не нужен

Читать в полной версии
Фото: ТАСС

«Когнитивные технологии» и КамАЗ начали разработку беспилотного грузового автомобиля. Предполагается, что автоматический грузовик будет готов к 2020 году, в его создание вложат 390 млн руб.

Возможное СП

О начале разработки роботизированного грузовика РБК рассказали представители компаний. По словам президента ООО «Когнитивные технологии» Ольги Усковой, в прошедшем году компания победила в конкурсе Минобрнауки на создание беспилотного транспортного средства нового поколения. На реализацию этого проекта выделено 300 млн руб. в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы». Согласно условиям конкурса, еще 90 млн руб. вложит в проект ОАО «КамАЗ».

Руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев отметил, что в настоящее время речь идет о реализации научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, а в перспективе возможно создание совместного предприятия по выпуску автоматических грузовиков. Решение о возможности промышленного производства будет приниматься после завершения пилотного проекта.

По оценке Усковой, для организации производства может потребоваться 12 млрд руб., включая разработку производственной документации, подготовку производственных мощностей, создание и проведение испытаний предсерийных образцов машин.​

На сегодня в мире известны несколько проектов беспилотных грузовых автомобилей: их тестирование проводят компания Volvo и концерн Daimler (грузовик Mercedes-Benz Future Truck).

В основе разрабатываемой «Когнитивными технологиями» сиcтемы автоматического управления «камазами» лежит использование так называемой пассивной (поглощающей сигнал) модели компьютерного зрения, когда необходимая для формирования управляющего воздействия дорожная информация фиксируется видеокамерами, установленными на автомобиле, и анализируется специализированным программным обеспечением. Система позволяет распознавать дорожную обстановку, в том числе границы дороги, ширину полос, разметку. По словам представителей «Когнитивных технологий», система сможет анализировать обстановку на дороге, даже если разметка на ней низкого качества.

Водитель с автопилотом

Планируется, что в 2015 году начнутся испытания опытного образца беспилотного грузовика. На 2016-й намечена эксплуатация автобеспилотников в качестве технологического транспорта на производственных площадках КамАЗа, в 2017-м будут проведены испытания «камазов» с автоматическим управлением в Татарстане, на дорогах общего пользования. Для этого, как сообщила Ускова, планируется подготовить необходимые изменения в региональное законодательство.

Директор автомобильной практики консалтинговой компании PwC Сергей Литвиненко считает, что широкого внедрения автомобилей с автоматическим управлением можно ожидать в перспективе 10–15 лет. В то же время, говорит он, элементы подобной технологии существуют уже сегодня в виде систем автоматической парковки, круиз-контроля или автоматического удержания автомобиля на полосе движения. Чем дальше, тем больше такие системы будут развиваться, однако вряд ли автомобили в обозримом будущем будут ездить совсем без участия человека.

«Скорее всего, где-то во второй половине 2020-х годов мы увидим не полностью беспилотные автомобили, а машины с человеком-водителем, оборудованные функциями автопилота, включаемого по воле человека», – сказал Литвиненко.

Чистая прибыль группы КамАЗ в 2014 году по МСФО снизилась почти в девять раз по сравнению с 2013-м, примерно до 500 млн руб., выручка – на 5,7%, до 107,7 млрд руб. Компания в прошлом году продала 38,9 тыс. грузовых автомобилей, из них на российском рынке – почти 32,6 тыс., что примерно на 10% меньше показателя 2013-го.

IT-компания «Когнитивные технологии» работает на рынке с 1993 года, десяти физлицам принадлежит по 10% головного ООО, среди них – Ускова. Специализируется на разработке программного обеспечения, включая системы электронного документооборота распоз​навания образов и текста, электронного хранения документов и другие. Оборот в 2013 году составил 17 млрд руб.

Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.