Общество, 03 фев 2016, 00:25

Онлайн крепчает

Читать в полной версии
Фото: РИА Новости

Запрещенная с 2007 года интернет-торговля алкоголем в России может быть легализована. Такой законопроект будет внесен в Госдуму на этой неделе. Профильные министерства ранее поддерживали отмену запрета.

Разрешить, но не всем

Как стало известно РБК, на этой неделе в Госдуму будет внесен законопроект, частично легализующий онлайн-торговлю алкоголем. Автор документа — зампред комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству Виктор Звагельский. Ранее он выступал автором большинства инициатив о госрегулировании алкогольного рынка, одобренных парламентом.

Сейчас онлайн-торговля алкоголем запрещена полностью. Законопроект, подготовленный Звагельским, предлагает ее разрешить, ограничив рядом условий.

Чтобы получить право на ведение этого бизнеса, необходимо будет получить отдельную лицензию стоимостью 80 тыс. руб. в год. Получить ее можно будет лишь при наличии у компании действующей лицензии на производство или оптовые продажи алкоголя. Оптовые лицензии есть не только у собственно оптовых компаний (в том числе импортеров), но и у крупных розничных сетей, имеющих собственные склады. Стоимость оптовой лицензии сейчас составляет 800 тыс. руб. на пять лет, производственной — 9,5 млн руб. на пять лет.

Участники алкогольного онлайн-рынка должны будут соблюдать все требования, предъявляемые к традиционной рознице — не торговать по ночам, не продавать водку покупателям моложе 18 лет, вносить информацию о движении продукции в ЕГАИС и т. д.

Контроль над онлайн-торговлей алкоголем будет возложен на Росалкогольрегулирование (РАР): регулятор будет выдавать лицензии и вести реестр доменных имен интернет-магазинов. Если на каком‑либо сайте, не входящем в реестр, появится предложение купить алкоголь, такой ресурс должен быть заблокирован Роскомнадзором без судебного решения.

Как обходят закон

Звагельский признает, что причина, по которой он предлагает снять запрет, — то, что он не работает. «В интернете функционирует множество сайтов и страниц в соцсетях, на которых как прямо, так и посредством заключения притворных сделок существуют предложения о продаже алкоголя, — говорит РБК автор законопроекта. — И смысл не в том, хотим мы разрешить интернет-торговлю алкоголем или нет. Индустрия уже создана, ее невозможно уничтожить указом. Поэтому необходимо создать условия ее функционирования с максимально прозрачными правилами игры, с четким и понятным контролем над ней».

Купить алкоголь в интернете действительно нетрудно: у продавцов есть законные схемы, позволяющие обходить запрет. Продают алкоголь на своих сайтах крупные дистрибьюторы, главным образом импортного алкоголя, которые предлагают приобрести алкоголь из своего ассортимента. Например, на сайте крупного винного импортера Simple действует раздел «магазин», в котором представлена продукция компании. «Внутри» магазина подчеркивается, что товары являются только «интернет-витриной», где можно ознакомиться с ассортиментом. При этом клиентам предлагается оформить доставку по своему адресу.

«Это законная схема, которой пользуются все торгующие в интернете компании, в том числе и мы, — объясняет РБК попросивший об анонимности совладелец небольшого алкогольного онлайн-магазина алкоголя Ильдар (имя изменено по его просьбе). — У онлайн-продавца есть розничная лицензия на продажу и кассовый аппарат. Юридически покупку алкоголя, выбранного клиентом онлайн, совершает курьер магазина, который при доставке подписывает с клиентом задним числом доверенность на совершение покупки и включает стоимость алкоголя в договор на курьерские услуги».

Сам собеседник РБК, как он утверждает, торгует легальным товаром, закупая его у оптовиков, и даже подключился к ЕГАИС — системе электронного учета алкогольной продукции. У него есть розничная лицензия на торговлю спиртным, оформленная на небольшое помещение в столичной промзоне. Основные покупатели, по его словам, — юрлица, покупающие мелкооптовые партии товара, например на корпоратив. Годовую выручку магазина собеседник РБК оценивает в 50–60 млн руб.

По оценке директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, сейчас объем продаж легальной алкогольной продукции через интернет не превышает 30–35 млн бутылок в год — это не больше 1% от всего рынка.

Сети и оптовики довольны​

Крупные участники алкогольного рынка рады инициативе Звагельского. «Мы очень ждали законодательных поправок, снимающих запрет на дистанционную торговлю вином, — последние года полтора», — говорит президент виноторговой компании МБГ Ирина Фомина. Она слышала, что большинство заинтересованных ведомств уже положительно отреагировало на эту инициативу. Фомина отмечает, что сейчас, когда закупочные цены для всех импортеров растут вместе с курсом валют, продавцам важно иметь дополнительные каналы продаж и выход к потребителям напрямую.

Предправления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП, объединяет крупнейших производителей водки) Дмитрий Добров говорит, что водочники «идеологию законопроекта поддерживают». «Мы уже не раз говорили, что у легальных производителей должна быть возможность продажи своей продукции через интернет, при условии соблюдения всех требований действующего законодательства и под контролем регулятора, — заявил РБК Добров. — При этом безусловно необходимо ужесточать ответственность для тех, кто торгует контрафактом, и использовать все возможности для закрытия подобных сайтов». Сейчас, по словам Доброва, с момента выявления сайта, торгующего контрафактом, до его блокировки по суду может пройти шесть — восемь месяцев.

Звагельский считает, что от принятия его законопроекта выиграют ретейлеры, которые смогут сделать наконец рентабельными свои интернет-проекты, уверен депутат. «Алкогольная продукция будет составлять значительную часть в чеке, тем самым делая продажу продуктов питания посредством интернет более выгодным для крупного сетевого магазина, — говорится в пояснительной записке. — В настоящий момент данный сегмент практически не развит и не популярен у потребителей в силу высокой стоимости необходимого для доставки заказа, а также высокой стоимости его доставки».

Большинство традиционных ретейлеров, развивающих службы доставки, сейчас алкоголем через интернет не торгуют: например, на сайтах «Азбуки вкуса» и «Седьмого континента» заказать спиртное невозможно. На сайте сети «О’кей» такая функция есть, но представитель сети Денис Шинкаренко пояснил РБК, что алкоголь не доставляют по адресу клиента — его надо будет забирать в пункте выдачи. «Наши клиенты неоднократно спрашивали, когда появится возможность организовать доставку вина», — говорит Шинкаренко.

Управляющий одной из крупнейших российских сетей алкомаркетов «Бристоль» (принадлежит акционерам «Дикси») Алексей Топорков говорит, что в случае легализации онлайн-торговли сеть воспользовалась бы такой возможностью: «Тренд на то, что онлайн-продажи будут расти, понятен. Если бы законодательно это разрешили, нам было бы интересно». Топорков также считает, что особенно выгодной онлайн-торговля выглядит для вина. «В массмаркете не так много уникальных предложений, в принципе все можно купить везде, — говорит он. — Но в вине много товарных позиций, и очевидно, что 5 тыс. наименований на полку не поставишь. Для людей, которые любят экспериментировать, возможность выбирать из большего количества предложений была бы особенно интересной».

«От введения жесткого регулирования объемы продаж алкоголя онлайн существенно не изменятся, — считает Дробиз. — Можно ожидать увеличения количества продаж премиального алкоголя, ведь онлайн-торговцы смогут ставить цену ниже, чем у традиционных ретейлеров, и тем самым успешно отбирать у тех клиентов. Их издержки будут меньше, соответственно, и цена ниже».

Владелец небольшого онлайн-магазина опасается, что принятие законопроекта, наоборот, усложнит его работу. «Для небольших, но «белых» онлайн-магазинов требования оптовой лицензии, которая стоит 800 тыс. руб., неподъемны, у нас не те обороты. Многим придется уйти с рынка», — говорит он РБК. Виктор Звагельский с этим не согласен. «Небольшим магазинам, работающим с курьерами, имеющим базу клиентов, возможно, есть смысл договариваться с крупными оптовиками, которые возьмут на себя лицензионные затраты, — говорит депутат. — А онлайн-магазины в рамках этого договора уже будут работать с конечными клиентами».

Сам Звагельский считает, что от разрешения онлайн-торговли выиграют российские виноделы и не слишком развитые в России продуктовые интернет-магазины. Звагельский обращает внимание, что небольшим винодельческим хозяйствам юга России сложно проникнуть на полки федеральных ретейлеров, и интернет является единственно доступной для них «полкой».​

Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Отказаться от цели в карьере: 5 советов для разочарованных «достигаторов»
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Вам не нужно «больше работать» для успеха. Вам нужно сфокусироваться