Общество, 03 мар 2015, 00:25

Как российским IT-компаниям пережить войну санкций

Читать в полной версии
Фото: Из личного архива

Если подойти к импортозамещению не как к плану эвакуации при пожаре, а как к долгосрочной стратегии, то от государства потребуются прежде всего план действий и налоговые льготы.

Госсектор – за свободный софт

Почти все, что сегодня говорят об импортозамещении, продиктовано актуальностью момента, экстренностью ситуации. Хотя по-настоящему экстраординарной ситуации пока еще не сложилось: Microsoft не объявила о прекращении поставок Windows, компьютеры российских пользователей не погасли, а Cisco и SAP продолжают не только поставлять технологии, но и обслуживать уже установленные в России системы, позволяющие без сбоев и катастроф функционировать целым отраслям. При этом готового стресс-сценария у отрасли нет, как нет и команд программистов, способных в короткий срок написать все необходимое для создания автономной отрасли ПО, и нет производства, способного освоить выпуск соответствующего оборудования.

Пока идут споры о том, как и что импортозамещать, можно наблюдать заметный дрейф предприятий госсектора и крупных промышленных предприятий в сторону свободного ПО. На него намерены перейти, например, «Почта России» и Минэнерго. Минкомсвязи готово поддерживать такой подход даже целевыми грантами, хотя и намерено отменить обязательный переход госпредприятий на СПО. Заметна и некоторая нервозность западных производителей по поводу интереса российских заказчиков к свободному ПО. И это может продлиться довольно долго – вплоть до отмены уже принятых санкций, когда опасность экстраполяции их на IT-сферу полностью пропадет.

Налоговая поддержка

В этом случае отечественная IT-отрасль вернется к идее импортозамещения не как к плану эвакуации при пожаре, а как к долгосрочной стратегии, каковая так или иначе реализовывалась и до 2014 года. Попытки создания альтернативных систем на основе свободного ПО продолжатся и отчасти будут успешны; скорее всего, ряд госкомпаний и крупных отраслевых игроков будет все-таки переведен на эти системы. Это автоматически потребует усиления защиты от рисков, а значит, будут брошены дополнительные силы на разработку и внедрение новых отечественных систем информационной безопасности.

Сделать это будет не так уж и сложно: еще в 2013 году доля отечественных средств информбезопасности в структуре закупок госсектора составляла 90%. Другое дело, что российские системы информационной безопасности гораздо менее универсальны по сравнению с западными, и этому есть свое объяснение: все они создавались для решения конкретных отраслевых задач.

Это свойственно не только IT-продуктам в области безопасности. Это касается почти всех отечественных IT-решений, кроме тех, которые, подобно антивирусу Касперского, успешно выведены на мировой рынок. Чем лучше они заточены под особенности российского законодательства или, к примеру, бухгалтерского учета, тем выгоднее их позиции на рынке.

Или, к примеру, системы автоматического пожаротушения. Они у нас в основном российские по тем же законодательным причинам. И так далее. То, что принято называть страновыми особенностями, формирует рынок отечественного софта и «железа». Понятно, что даже экстренные финансовые вливания в развитие этого рынка, ускоренное стимулирование разработок и т.д. не помогут избавлению от сегодняшних рисков и вызовов, с которыми встретилась IT-отрасль в связи с ростом курса доллара и угрозой санкций.

План действий

Во-первых, государству совместно с ведущими компаниями отрасли имеет смысл составить «дорожную карту» по устранению основных критических угроз IT-инфраструктуре. Это уже упомянутые вложения в средства информационной безопасности и внедрение там, где это возможно и безопасно, разработок на основе свободного ПО.

Во-вторых, необходимо определить области, импортозамещение которых диктуют интересы национальной безопасности. К примеру, системы радиосвязи для крупных территориально распределенных предприятий и даже для целых отраслей – именно такая область. Отечественные разработки, которые на сто процентов справляются с задачами и готовы к внедрению в целые отрасли, уже есть. Хотя они выполнены на импортной элементной базе, задача безопасности производителями решена; диверсификация поставщиков элементной базы – один из способов дальнейшего решения этой проблемы.

В-третьих, в будущем, причем желательно недалеком, необходима локализация производства определенной элементной базы в России – той, производство которой мы можем быстрее всего освоить. Сделать это в условиях дорогого финансирования можно, если выдавать кредиты на эти цели по целевым же – низким – ставкам.

Все это, конечно же, рецепты локальные, предназначенные для решения конкретных задач. Но в текущей ситуации решать надо в первую очередь конкретные задачи. А потом уже двигаться от частного к общему.

Для решения же глобальных задач надо создавать условия. Первейшее из них: необходимо освободить российских разработчиков ПО от максимального количества видов налогов на максимальный срок, достаточный для разработки конкурентоспособных на мировом рынке продуктов (в текущей ситуации это, боюсь, десятилетия), а не облагать их новыми налогами вроде тех, что обсуждались в прошлом году.

Условия работы в российских IT-компаниях надо сделать максимально привлекательными. Это предполагает не только высокие зарплаты для специалистов, но и дополнительные льготы и преференции от государства для работодателей.

Догнать и перегнать Бразилию

И, наконец, о госучастии. Государство всегда было и будет драйвером IT-рынка – и в тучные, и в тощие времена. Поэтому не стоит страшиться ни государственных кредитов, ни государственных заказов, ни тем более государственных инвестиций, если они направлены на рост отрасли, на стимулирование высокотехнологичных разработок. Нужно задействовать механизмы государственно-частного партнерства, целевого проектного финансирования, необходимо развитие особых экономических зон, технопарков и так далее.

Мы не первые и не единственные на этом пути. Открытые публичные конкурсы на разработки программных продуктов, объявленные государством, конкурсы на оказание услуг национальными производителями ПО и оборудования способствовали развитию IT-отрасли в целом ряде стран. Среди них, например, Бразилия, которая еще 15 лет назад находилась в совершенно иных стартовых условиях, не имея ни славной математической школы, ни не менее славной кибернетической традиции, какими знаменита Россия с советских времен.

Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров