Общество, 03 апр 2013, 01:03

Европейский регламент выступил в суде

Читать в полной версии
Фото: нафтатранс-плюс.рф

Регистрация бизнеса на Кипре сыграла злую шутку с белорусским совладельцем российской логистической компании «Нафтатранс». Верховный суд Кипра вспомнил о черных списках Александра Лукашенко и отменил решение ниже­стоящих инстанций, по которому Анатолий Тернавский выиграл в конфликте с другим совладельцем «Нафтатранса». Эксперты уверены, что кипрский суд слишком широко трактует условия регламента и обойти его ограничения у бизнесменов из черного списка вряд ли получится.

Верховный суд Кипра вынес прецедентное решение по спору совладельцев «Нафтатранса» — компании, занимающейся железнодорожными перевозками нефти в Краснодарском крае. Согласно решению суда (РБК daily удалось ознакомиться с документом), было отменено распоряжение нижестоящей инстанции об ограничении деятельности нового совета директоров акционера управляющей «Нафтатрансом» компании Rayhill Ltd. Одной из основных причин стал Регламент Евросоюза по Белоруссии, в черные списки которого попал конечный бенефициар «Нафта­транса» Анатолий Тернавский.

В прошлом году Евросоюз огласил список приближенных к президенту страны Александру Лукашенко чиновников и бизнесменов, которым запрещен въезд на территорию стран-участниц. Активы и капиталы перечисленных в списке предпринимателей в Евросоюзе заморожены. Под ограничения попали и компании г-на Тернавского, в том числе по решению кипрского суда, и косвенно принадлежащая ему доля в Rayhill Ltd, а следовательно, и в «Нафтатрансе».

Через зарегистрированную на Виргинских островах компанию Prime Анатолию Тернавскому принадлежит 40% в Rayhill Ltd, остальными 60% владеет российский бизнесмен Анатолий Локтионов. Rayhill принадлежит половина уставного капитала 100‑процентного владельца «Нафтатранса» — зарегистрированной на Кипре компании Glidefern.

Последний год акционеры Rayhill Ltd находятся в состоянии конфликта относительно продажи «Нафтатранса», которую г-н Локтионов считает незаконной. После нескольких судебных разбирательств между акционерами в России и на Кипре Анатолий Тернавский добился вынесения запрета новому совету директоров Rayhill собираться и принимать решения. Такое положение дел не устроило другого акционера компании, и он довел дело до Верховного суда Кипра.

По мнению представителей Анатолия Локтионова в суде, принадлежащая г-ну Тернавскому компания Prime не имела права подавать иск и судиться насчет принадлежащих ей активов, так как ее владелец упомянут в Регламенте Евросоюза по Белоруссии. Дело в том, что для регистрации иска компания должна была предоставить 80 тыс. евро. Согласно ограничениям Евросоюза, «замораживаются все капиталы и финансовые ресурсы» перечисленных в черных списках лиц, и другие структуры не имеют права ими управлять за белорусских чиновников.

Нестандартность дела заключается в том, что по решению Верховного суда при разрешении вопроса о том, распространяется ли введенный регламентом ЕС запрет на те или иные компании, следует устанавливать, является ли конечным бенефициаром таких компаний лицо из черного списка. В самом регламенте такой меры не предусмотрено.

По сути, Верховный арбитраж постановил, что «финансовый запрет» лишает аффилированную с белорусом компанию Prime права на судебную защиту в офшорном государстве, объясняет адвокат «Самета — налоговый и правовой Консалтинг» Владислав Томашевский. «Суд применил весьма широкое толкование запрета», — подчеркивает эксперт.

Такой прецедент означает, что белорусским чиновникам и бизнесменам из черного списка ЕС не удастся вести бизнес на Кипре через зарегистрированную за пределами ЕС компанию, заключил эксперт.

Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить