На сотрудников бывшего отдела полиции «Дальний» пожаловались в Страсбург
Житель Казани Рафаэль Сафин подал в Европейский суд по правам человека жалобу на пытки (ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека). «Заявитель был подвергнут бесчеловечному и унижающему достоинство обращению и наказанию со стороны должностных лиц полиции», — указано в документе, копия которого есть в распоряжении РБК. Как говорится в тексте, который подготовил юрист Андрей Сучков, сотрудничающий с правозащитной организацией «Зона права», речь идет о полицейских из отдела полиции «Сафиуллина», который ранее назывался «Дальний» и был известен в связи с резонансным делом о пытках.
Вечером 16 августа 2014 года, указано в жалобе, 21-летнему Сафину позвонил друг и попросил помочь его тете, которая жила в доме на окраине Казани: у нее в квартире выключилось электричество. Когда Сафин приехал на место и подошел к электрическому щитку, он услышал окрик «Стоять!» и увидел двух мужчин в гражданской одежде, целившихся в него из пистолетов. Сафин не знал, что это были сотрудники полиции, и бросился бежать, но после того, как неизвестные несколько раз выстрелили в воздух и пригрозили, что дальше будут стрелять на поражение, потерпевший остановился и лег на землю.
«Двое мужчин подбежали к нему и стали бить ногами по лицу и по телу, а также надели на него наручники, сковав руки сзади. Один из мужчин встал заявителю на голову ногой и приказал опустить голову, — указано в жалобе. — [При этом потерпевший] не представлял для сотрудников полиции никакой угрозы, демонстрируя свое полное подчинение». Как отмечается в документе, оперативники угрожали, что прострелят Сафину бок. «Даже после того, как сотрудники полиции убедились, что допущена ошибка и заявитель не является лицом, находящимся в розыске, они не сняли с заявителя наручники, заставляли его стоять на коленях, угрожали пистолетом», — говорится в обращении в Страсбургский суд. В отделении с Сафина взяли объяснения и отпустили.
Издание «Медиазона» писало, что полицейские перепутали Сафина с подозреваемым в убийстве 55-летним Анкаром Ахметзяновым, который, по данным следствия, жил в том же доме на первом этаже. Электричество отключили сами сотрудники правоохранительных органов, чтобы выманить Ахметзянова из квартиры.
Сафин пожаловался в СКР, и на полицейских Эльмира Намазова и Азгата Абдуллина завели дело по статье «Превышение должностных полномочий с применением насилия», которая предусматривает до десяти лет колонии (п.«а» ч.3 ст. 286 УК; именно по этой статье судят за пытки). Потерпевший также предоставил следствию видеозапись своего избиения, которая была сделана камерой наблюдения, установленной на здании близлежащего магазина.
«Во время проведения предварительного следствия сотрудники полиции не отрицали, что наносили Сафину удары ногами по телу. Они объясняли это тем, что почувствовали угрозу своей безопасности от того, что в руках заявителя увидели какой-то предмет, похожий на оружие», — пишет юрист Сучков, подчеркивая, что таким образом полицейские пытались уйти от ответственности, поскольку в действительности никаких предметов, которые могли бы напоминать оружие, на месте преступления обнаружено не было.
В октябре 2016 года дело было закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Суды Татарстана, включая Верховный суд республики, подтвердили это решение СКР, отказав Сафину в удовлетворении его жалоб.
Сотрудники полиции в Татарстане после событий, связанных с отделом «Дальний», стараются в основном не «перегибать палку», а произошедшее с Сафиным правильнее называть эксцессом исполнителя, полагает руководитель «Зоны права» Сергей Петряков. Однако он полагает, что «история «Дальнего» когда-нибудь вновь повторится, потому что память у людей очень короткая, и все зависит от того, будет ли руководство правоохранительных органов своевременно наказывать виновных полицейских.
Отдел полиции «Дальний» стал широко известен в 2012 году, когда от пыток здесь скончался задержанный Сергей Назаров. Позднее вскрылись другие случаи полицейского произвола, а потерпевшими были признаны 14 человек. Летом 2014 года полицейские из этого отдела получили от двух до 15 лет колонии. В феврале 2015 года Верховный суд Татарстана смягчил наказание восьмерым осужденным.