Штокман отправится в будущее
После неоднократных переносов запуска Штокмана «Газпром» снова откладывает его реализацию на неопределенный срок. Премиальным рынком для «Газпрома» становятся страны АТР, поэтому газовая монополия может сосредоточиться на разработке Южно-Киринского месторождения на шельфе Сахалина.
«В принципе я не исключаю, что это месторождение будет осваивать уже будущее поколение. Посмотрим, как будет развиваться рынок», — заявил о Штокмановском участке в Баренцевом море зампред правления «Газпрома» Андрей Круглов (цитата по Интерфаксу). По его словам, запасы Южно-Киринского месторождения на сахалинском шельфе оказались сопоставимы с гигантскими запасами Штокмана — 3,9 трлн куб. м газа (по С1). Кроме того, г-н Круглов отметил, что этот участок на шельфе Сахалина «находится гораздо ближе к рынкам АТР», которые являются для «Газпрома» премиальными.
На этой неделе состоится заседание правления «Газпрома», на котором руководство рассмотрит дальнейшие планы компании по Штокману. Как сказал РБК daily официальный представитель компании Сергей Куприянов, речь об отказе от Штокмана в пользу сахалинского проекта не идет. «Нигде не было сказано, что мы не будем разрабатывать Штокмановское, а будем разрабатывать Киринское», — заключил он. При этом представитель «Газпрома» отметил, что если бы инвестрешение было принято сейчас, то сама реализация Штокмана была бы возможна не раньше 2019—2020 года. Но, как признал г-н Куприянов, сейчас никаких оснований для того, чтобы ожидать принятия инвестрешения, нет.
Инвестрешение всегда было основным пунктом разногласий партнеров по проекту — «Газпрома», Total и Statoil. Из-за проблем по этому и другим вопросам сроки запуска Штокмана неоднократно переносились.
Изначально предполагалось, что газ пойдет в США в виде СПГ, однако из-за «сланцевой революции» пункт реализации топлива пришлось перенести в Европу. Однако здесь потребление газа в последнее время снижается. Неопределенной оставалась и техническая сторона проекта. Партнеры не могли выбрать технологии сжижения, а также тип оборудования — надводный или подводный.
Но главным камнем преткновения для «Газпрома», Total и Statoil всегда являлась финансовая сторона вопроса. Партнеры долго ждали льгот, пока летом прошлого года не истекли сроки акционерного соглашения. В итоге проект разработки Штокмановского месторождения покинули норвежцы. Перспективы подписания нового инвестсоглашения оказались весьма туманными.
Впрочем, очевидно, и сам «Газпром» потерял интерес к этому проекту. На одном из последних заседаний совета директоров было принято решение переориентироваться на страны АТР. Среди возможных рынков сбыта назывались Китай, Индия, Таиланд, Сингапур, Вьетнам и другие.
Таким образом, разработка Южно-Киринского месторождения (расположено в 28 км от острова Сахалин) для «Газпрома» будет выгоднее Штокмана: короче транспортное плечо и развита инфраструктура соседних проектов «Газпрома» на Сахалине, отмечает аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. Но азиатский рынок является премиальным только пока, уверен эксперт. Сейчас цены на газ на нем выше, чем в среднем по миру (например, в Азии газ стоит 500—600 долл., в то время как в Европе — 360 долл., а на американском Henry Hub — чуть более 140 долл.). Но когда проекты «Газпрома» могут быть введены в эксплуатацию (примерно через четыре—пять лет), стоимость газа в Азии уже выровняется с ценами на других рынках. «Пока мы вводим эти проекты, другие поставщики снимают сливки», — заключил аналитик.
С ним соглашается и старший аналитик RusEnergy Михаил Крутихин. По его словам, высокий спрос на азиатском направлении сохранится примерно до 2018 года, поэтому «Газпрому» стоит поторопиться.
В Total, Shtokman Development A.G. и Statoil не ответили на запрос РБК daily. Получить комментарий от Минэнерго в пятницу также не удалось. Пресс-секретарь Аркадия Дворковича Алия Самигуллина сказала РБК daily, что «Газпром» не обращался в правительство по поводу отказа от Штокмановского проекта.