Общество, 03 июн 2014, 01:25

«Яндекс» сослался на Московскую биржу

Читать в полной версии
Фото: PhotoXPress.ru

С этой недели акции крупнейшей российской интернет-компании «Яндекс», которая три года назад провела IPO на американской NASDAQ, начнут торговаться и на Московской бирже. Российские чиновники расценивают появление отечественных эмитентов на российских площадках как вопрос экономической безопасности.

Гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож и председатель правления Московской биржи Александр Афанасьев во вторник, 3 июня, станут участниками «торжественного мероприятия», сообщила пресс-служба интернет-компании, отказавшись от дальнейших комментариев. Представитель биржи переадресовал все вопросы «Яндексу».

Совет директоров интернет-компании обсуждает возможность проведения вторичного размещения акций на Московской фондовой бирже, заявлял еще в феврале на телефонной конференции с аналитиками по итогам 2013 года вице-президент «Яндекса» по развитию отношений с инвесторами Грег Абовски.

«Яндекс» во вторник получит листинг на Московской бирже, рассказали два человека, знакомые с планами компании. Один из них добавляет, что сомаркетмейкером «Яндекса» со среды, когда начнутся торги, будет «Финам». В «Финаме» от комментариев отказались.

Головной структурой «Яндекса» является зарегистрированная в Нидерландах Yandex N.V., учредитель российского ООО «Яндекс». В мае 2011 года Yandex N.V. провела IPO на NASDAQ, разместив 52,2 млн акций своих обычных голосующих акций (16,2% уставного капитала). Действующие правила листинга на Московской бирже допускают к торгам ценные бумаги иностранных эмитентов, если они уже прошли процедуру листинга на иностранной фондовой бирже и зарегистрирован проспект ценных бумаг эмитента в соответствии с законодательством РФ.

Задуматься о листинге в России отечественных эмитентов, сейчас торгующихся в Лондоне или Нью-Йорке, в апреле призвал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Правительство никого не может понуждать, но хочет донести свою точку зрения, подчеркнул тогда чиновник. По его словам, это «вопрос экономической безопасности». В понедельник представитель секретариата Шувалова не стал комментировать выход «Яндекса» на Московскую биржу, однако отметил, что то, о чем говорил первый вице-премьер весной, «начинает воплощаться в реальный экономический факт».

Из высокотехнологичных отечественных компаний, которые провели IPO за рубежом, первой свои бумаги на Московской бирже разместила Qiwi Plc, управляющая крупнейшей в России сетью платежных терминалов. В мае прошлого года она разместила на NASDAQ 12,7 млн своих американских депозитарных акций (24%). А в ноябре бумаги были допущены и к торгам на Московской бирже. По оценке аналитика инвестбанка «Открытие Капитал» Александра Венграновича, еще одна площадка не сильно увеличила ликвидность акций Qiwi. Объем торгов бумагами компании на NASDAQ в сутки, по данным Bloomberg, составляет около 2—4 млн долл., на Московской бирже — на порядок меньше.

Не будет резкого скачка ликвидности и у «Яндекса», прогнозирует Венгранович, добавляя, что акции «Яндекса» и так самые ликвидные среди российских высокотехнологичных компаний, торгующихся за рубежом (по данным Bloomberg, 10—30 млн долл.). Но листинг на Московской бирже позволит включить бумаги «Яндекса» в индекс MSCI Russia, констатирует аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Для многих западных фондов обязательное условие покупок российских акций — их присутствие в MSCI.

Венгранович, впрочем, допускает, что для «Яндекса» листинг в России — еще и диверсификация рисков: на фоне санкций в отношении РФ у инвесторов есть опасения, целесообразно ли вкладываться в бумаги отечественных компаний, присутствующих только на западных площадках.

Другая российская крупная интернет-компания — Mail.Ru Group, чьи депозитарные расписки с осени 2010 года торгуются в Лондоне, — также ранее заявляла о возможном листинге в России. В феврале финансовый директор Mail.Ru Group Мэтью Хэммонд подтверждал, что совет директоров группы уже одобрил листинг в России и на Московской бирже может быть размещен небольшой пакет. В понедельник в пресс-службе Mail.Ru Group не стали комментировать этот вопрос, заявив, что никакой конкретики пока нет.

В понедельник котировки «Яндекса» к 21.30 мск практически не изменились, капитализация компании равнялась 10,02 млрд долл.

В конце апреля президент России Владимир Путин заявил на медиафоруме, что Интернет начинался как спецпроект ЦРУ, и высказал мнение, что «Яндекс» тоже начинался как проект с западным влиянием. После этого «Яндекс» предложила главе Сбербанка Герману Грефу место в совете директоров, и банкир согласился (банку принадлежит «золотая акция» поисковика с 2009 года). Но протекции может оказаться недостаточно для отражения последних законодательных инициатив. В частности, в Госдуме началась работа над законопроектом, по которому «Яндекс.Новости», а также другие поисковики и новостные агрегаторы могут обязать регистрироваться в качестве СМИ.

Выручка «Яндекса» в 2013 году достигла 39,5 млрд руб., чистая прибыль — 411,7 млн руб. Крупнейшими акционерами компании являются ее гендиректор Аркадий Волож (10,44% экономического интереса и 35,61% голосов), фонды Baring Vostok Private Equity (6,14 и 18,36%), Владимир Иванов (4,01 и 11,24%), фонды семьи Оппенгеймер (7,7 и 2,63%). «Золотая акция» «Яндекса» принадлежит Сбербанку.

 

Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
6 технологий, за которыми финансовой отрасли стоит следить в 2025 году
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ