Общество, 03 июл 2007, 21:36

Российский рынок офисной мебели осваивает регионы

Российский рынок офисной мебели, по разным данным, оценивается в 1-1,5 млрд долларов и растет по мере повышения деловой активности в стране: если площадь арендуемых под офисы помещений в Москве в 2006г. выросла на 15%, то в других городах этот показатель оказался значительно выше.
Читать в полной версии

Офисный бум здесь или только начался (Самара, Пермь и др.), или уже выплеснулся за пределы центральных районов (Казань, Нижний Новгород и др). Соответственно, главной тенденцией рынка является смещение спроса на офисную мебель из центра в регионы. Ряд экспертов также указывают и на возросшую роль государства в формировании спроса на этом рынке.

"При этом происходит смещение потребительского спроса в пользу таких критериев, как качество, – говорит в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" генеральный директор компании "Промет" (производство и продажа металлической мебели) Алексей Петров. – Если 5 лет назад покупатели ориентировались только на цену, сейчас они хотят покупать хорошую эргономику и хороший сервис".

Традиционно на рынке офисной мебели выделяются три сегмента: мебель для линейных менеджеров, для среднего звена и, наконец, для первых лиц компании (так называемые президент-комплекты). Однако в связи с ростом госзаказов, похоже, есть смысл говорить о более узкой специализации внутри сегментов. Например, в сегменте оперативной мебели появляется мебель для медицинских учреждений, для различного рода судов и т.д. "До 65% общих продаж на рынке обеспечивается сегодня именно госзаказами", – рассказал руководитель отдела развития ГК "Ромул" Андрей Дитин.

С этой оценкой многие не согласятся. Зато эксперты сходятся на том, что последняя редакция закона о госзакупках (Закон 94-ФЗ) и принятые недавно дополнения по этому закону действительно усиливают прозрачность данных процедур, главным образом за счет возможности оспорить решение конкурсной комиссии. Положительный опыт таких споров накопили уже многие компании - производители мебели. Правда, А.Петров говорит также и об отрицательном опыте оспариваний, ссылаясь на то, что в ходе конкурсов на госзакупки, как правило, выигрывает низкокачественная мебель.

Тем временем,российская мебель становится все более конкурентоспособной. Отечественные производители сегодня выходят за рамки сегмента оперативной мебели (для линейных менеджеров), конкурируя также и в сегменте президент-комплектов, где представлена главным образом иностранная продукция. Причем импортеры сконцентрировались именно на продажах мебели премиум-класса, понемногу выйдя из прочих сегментов. Добавим, в 2006г. офисной мебели импортировали на сумму 154 млн долларов, что на 36 млн долларов больше, чем в 2005г. То есть конкуренция в премиум-классе растет, это лишний раз подтверждает тезис о возросших требованиях к качеству.

Согласно экспертным опросам, доля компаний, ежегодно обновляющих свой ассортимент, составляет 50%. Доля тех компаний, которые ежегодно представляют новые дизайнерские проекты и решения – 12%, а вот доля компаний, которые более чем 3 года не обновляли собственную продуктовую линейку, приближается к 40%. Отметим, около 8% российских компаний-продавцов мебели – крупные холдинги или ГК. По данным экспертов, около десятка компаний-лидеров контролируют до 70% всего рынка. Так, в сегменте деревянной мебели "заправляют" компании "Феликс", "Соло", "Крафт", "Фронда", "Юнитекс" и др., в сегменте металлической мебели – "Пакс", "Диком", "Промет" и прочие.

Среди проблем рынка офисной мебели можно выделить две основные: возросшие партии дешевой мебели кустарного производства из КНР и нехватка рабочей силы. "Лимит иностранной рабсилы на все Подмосковье – 26 тысяч человек, – жалуется А.Петров, – когда только нашей компании требуется 200-300 рабочих! И нам не разрешают их брать! Это такая политика нашего правительства: хватит производить, больше не надо?". А.Дитин предлагает решать эти проблемы за счет переноса производства в Китай и его "цивилизации": "Мы направили специалистов в КНР – налажена проверка качества, обеспечиваем их дизайнерскими разработками, в какой-то мере сырьем". Добавим, шпонная кабинетная мебель, произведенная на фабриках в Китае, по сути, вне конкуренции. К сожалению, этот способ решения проблем дальнейшего развития производства выглядит наиболее логичным, с учетом многих попутных проблем в России, связанных с подключением к электросетям, подорожанием энергии и т.д.

Остается добавить, обновление оперативной мебели раз в год проводят около 20% компаний, бизнес-класса – 15%, представительской – не более 3%. Средняя стоимость одного рабочего места в формате оперативной мебели составляет 200-500 долларов (около 50% продаж), в формате среднего класса – 500-1000 долларов (40% продаж), в формате представительской мебели – 2 тысячи долларов (10% продаж).

Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват