Общество, 03 июл 2008, 12:39

В Москве не хватает земли под отели

На гостиничном рынке России спешат утвердиться мировые бренды. Столичный рынок растет со скоростью 20% в год, преимущественно за счет четырех- и пятизвездочных отелей. Отельеры не первый год снимают сливки, пользуясь дефицитом койко-мест в Белокаменной.
Читать в полной версии

Так, гостиничный магнат Дональд Трамп, которого не устроили условия российской стороны 4 года назад (Tramp Organisation вела переговоры по реконструкции гостиниц "Москва" и "Россия"), все же передумал и вернулся. На ежегодном саммите Института А.Смита в России сын миллиардера выступил с заявлением о девелоперских проектах в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.

"Конечно, я заинтересован в том, чтобы выйти на российский рынок, – говорит в эфире РБК-ТВ в программе "Недвижимость" другой гостиничный магнат, сэр Рокко Форте. – Наши отели расположены в самых важных европейских городах, и российская столица определенно стратегический центр".

"В Москве, Питере и Сочи сосредоточены самые крупные финансы и самые крупные управленческие силы. Потому и гостиничный бизнес в этих городах более или менее развивается", - объясняют в Hotel Consulting and Development Group.

При этом на стратегическом уровне у гостиничных инвесторов в РФ возникает дилемма, какому варианту развития пятизвездочного бизнеса отдать предпочтение: европейскому (с индивидуальным характером каждой гостиницы) или американскому (на базе стандартных брендированных отелей).

Если в США брендированы порядка 80% отелей, в ЕС не более 35%. "Думаю, изменения в гостиничном секторе грядут. Если это конкурентный рынок, люди сделают выбор в пользу бренда, – уверяет председатель правления и президент Rezidor Hotel Group Курт Риттер. – Это одно из самых главных изменений на рынке – усиление роли бренда. Больше нет отелей "Москва" или "Нью-Йорк", теперь все больше отелей Hilton, Marriott и т.д."

Между тем тот же сэр Форте предпочитает говорить о коллекции своих гостиниц. "Они все очень разные и отражают стиль каждого города и национальный колорит страны, в которой находятся, – объясняет эксперт. – Именно поэтому я сохраняю аутентичные названия, как, например, "Астория" в Санкт-Петербурге. Я бы не хотел, чтобы этот отель назывался "Рокко Форте".

Впрочем, главная проблема в Москве – выбор места для отелей. В других городах Европы этот вопрос стоит менее остро, – подчеркивает Р.Форте. Если стоимость земли выходит за 15% совокупных инвестиций, гостиничный проект становится неинтересен, – подсчитали в Hotel Consulting and Development Group.

Добавим, по данным TRI Hospitality Consulting, московские гостиницы опережают гостиницы всех крупных европейских городов по ставкам доходности. Несмотря на более низкую, чем в других городах, загруженность, чистая прибыль с одного номера в Москве в 2007г. составила 140 евро (для сравнения в Вене этот показатель равен 55 евро).

При этом столь высокая доходность достигается ценой постоянного сокращения въездного турпотока. По данным Ассоциации туроператоров России, число туристических визитов в Россию в 2007г. сократилось на 5-7% по сравнению с 2006г.

По мнению экспертов, отельеры перегибают палку. Делая ставку на бизнес-туристов, они теряют всех остальных. "Мы уже видим, что гостиницы не достигают определенного предела загрузки, – объясняла ранее в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" директор по продажам и маркетингу отеля "Хилтон Москоу Ленинградская" Любовь Апреликова. – Если сравнивать с ведущими городами мира, мы далеко не на первом месте по загруженности. В 2007г. по гостиничным цепочкам среднего уровня загрузка составила 67%, в то время как в Лондоне – более 80%".

Не нужно говорить о среднем уровне, могут возразить другие аналитики. По данным Discovery research group, в Москве всего около 100 гостиниц уровня "5 звезд", когда в Нью-Йорке – около 2 тысяч, в Лондоне – 1,5 и в Париже более 1 тысячи. Такие гостиницы на загруженность не жалуются. Между тем Москва буквально закрылась для туристов из России.

"Лет 5-6 назад 70% детей приезжали из регионов в Москву на 4-7 дней, – приводит пример зам гендиректора компании "Солвекс Трэвэл" Людмила Сысойкина. – Сегодня даже однодневный тур обходится не менее чем в 100 долларов!"

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом