Общество, 03 июл 2014, 01:24

Дублин или Новосибирск — одна цена

Читать в полной версии
Фото: РБК

Федеральная антимонопольная служба предлагает наказывать авиакомпании за значительную разницу в цене билетов на одинаковые расстояния, рассказал глава ведомства Игорь Артемьев в интервью РБК. Авиакомпании не согласны с этой инициативой.

«Мы договорились на совещании у Шувалова, что доделаем таблицы сопоставимости, когда сравниваем цены на полеты одним и тем же бортом, на одно и то же расстояние, в тот же сезон в Европе и у нас», — сказал чиновник. Он назвал недопустимой ситуацию, когда рейс Москва — Астана стоит дороже, чем Москва — Нью-Йорк тем же бортом. «Ясно, что это исключительно благодаря монополизму», — считает Артемьев.

Авиакомпании категорически не согласны с предложением ФАС и считают предложение сравнивать цены на билеты на разных маршрутах с одинаковыми расстояниями некорректным. «Мерить цену билета расстоянием для рыночной экономики неприемлемо», — считает источник РБК, близкий к «Аэрофлоту». Цена состоит из нескольких показателей, говорит он. Так, в стоимость полета входит в первую очередь стоимость топлива — она составляет 30—40% от цены билета. При этом, отметил источник, в дальневосточной части России есть города, где стоимость топлива в два раза выше, чем в Нью-Йорке.

На цену влияют и расходы на обслуживание в аэропортах (взлет-посадка, сборы за обслуживание пассажиров и т.д.), а также расходы на обслуживание воздушных судов, которые могут значительно отличаться в разных странах и даже внутри России, говорит представитель «Трансаэро».

Источник в «Аэрофлоте» пояснил также, что все внутрироссийские рейсы облагаются 18-процентным налогом, что также отражается на конечной стоимости авиабилета. А аэропортовые сборы на севере и юге России, например в Сыктывкаре и Сочи, могут отличаться в восемь раз, рассказал РБК источник в авиационной отрасли.

Он объяснил это тем, что северным аэропортам страны поддержание годности аэродрома обходится гораздо дороже: приходится покупать снегоуборочную технику, больше тратить на заработные платы сотрудникам.

Сотрудник одной из авиакомпаний отметил, что даже цены на билеты на одном направлении из Домодедово и Шереметьево могут сильно отличаться, поскольку аэропорты устанавливают разные тарифы для разных авиакомпаний.

Еще одна важная составляющая цены — клиентский спрос, говорит представитель «Трансаэро». Именно он определяет загрузку рейсов и влияет на конечную стоимость авиабилета, поясняет он. «Никто из авиакомпаний не хочет летать себе в убыток. Если мы чувствуем, что билеты слишком дороги для покупателей, мы начинаем распродажи», — рассказал сотрудник одной из крупных российских авиакомпаний.

Это не первый случай, когда ФАС пытается повлиять на ценовую политику авиакомпаний. В начале апреля ведомство потребовало от восьми крупнейших российских авиакомпаний изменить практику формирования цены билета накануне вылета. Регулятор предлагал, чтобы при наличии определенного числа свободных мест на конкретном рейсе перевозчик снижал цены за один-два дня до вылета. В последний день перед вылетом ФАС рекомендовала перевозчикам установить скидку в размере до 25%. Потери восьми авиакомпаний от введения этой скидки могут составить 14,2 млрд руб. в год, подсчитала старший аналитик AVG Capital Partners Елена Юшкова.

Выполнить поручение антимонопольной службы авиакомпании должны были до 15 мая. Но, как выяснил РБК, крупные перевозчики не снизили цены к этому сроку и продолжают переговоры с чиновниками. Более того, «Аэрофлот» подал на ФАС в суд, пытаясь оспорить предписание ведомства. Иск был подан 14 мая, предварительное заседание назначено на 17 июля, следует из документов, размещенных в базе арбитражных судов.

«Удивительно, что ФАС уделяет столь пристальное внимание отрасли, где конкуренция так высока», — считает сотрудник одной из крупных российских авиакомпаний. «В России на любом внутреннем маршруте летают от трех до семи конкурентов, — говорит источник, близкий к «Аэрофлоту». — Ни в одной стране мира такого нет».

Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Сгенерированная реальность: каким будет 2025 год для PR-специалистов
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы