Общество, 03 сен 2013, 01:05

Фитнес мозга за 100 тысяч долларов

Читать в полной версии
Фото: PhotoXPress.ru

Половина менеджеров высшего звена, получивших степень MBA за рубежом, открыли впоследствии свое дело, показал опрос РБК daily. Шансы остаться довольным качеством бизнес-образования в России значительно меньше — севшие за парту бизнесмены рассчитывают получить прикладные знания, а их, за исключением нескольких популярных программ, учат теории.

В России или за рубежом

РБК daily спросила менеджеров высшего звена и владельцев бизнеса, насколько получение MBA стало для них полезной инвестицией в собственное развитие и продвижение бизнеса. В общей сложности опрошенные назвали 18 бизнес-школ по всему миру. 23 из 30 участвовавших в опросе оплачивали образование из своего кармана. Среди собеседников были менеджеры высшего звена телеком-индустрии, наемные банкиры, спортивные менеджеры, венчурные инвесторы и собственники бизнеса.

Не всем бизнес-образование принесло желаемые результаты, 13% опрошенных остались недовольны престижной программой. Больше всего таких оказалось среди топ-менеджеров телеком-индустрии. Вице-президент Mail.Ru Group, руководитель бизнес-подразделения «Почта и портал» Анна Артамонова говорит, что ожидала от курса большего: «Многие из преподавателей были теоретиками, а не практиками, и не могли рассказать о реальных бизнес-кейсах». Она думает о том, чтобы пройти еще один курс MBA, но уже в западной школе.

Сомневается в практической применимости курса директор по маркетингу бизнес-рынка «МегаФона» Николай Мазур. На его взгляд, курсы MBA должны отражать отраслевую специфику. «Нужно делать MBA с фокусом на ту целевую аудиторию, продукты или услуги, которые предоставляет компания, в которой работает специалист», — говорит он.

Все недовольные получали степень бизнес-администрирования в России. Отечественным школам бизнеса еще нужно много работать над совершенствованием образовательного процесса, соглашается президент Российской лиги MBA Юрий Тазов. «Показатели успешности выпускников выше у школ, имеющих престижные международные аккредитации (АМВА, efmd), поскольку их получение, как правило, сопровождалось глубокой перестройкой бизнес-процессов и совершенствованием содержательной части программ», — объясняет он.

Самыми популярными российскими школами по итогам опроса стали московская международная высшая бизнеса МИРБИС и «Сколково» MBA. Корочки этих школ получили 26%. МИРБИС привлекает бизнесменов и топ-менеджеров как самая старая площадка для получения MBA. Заплатить от 60 тыс. до 95 тыс. евро за обучение в «Сколково» респонденты готовы прежде всего из-за учебного модуля в Массачусетском технологическом институте (Бостон, США), с которым у школы существует договоренность.

«Для меня полезной была программа «Инновации и предпринимательство» в Массачусетском технологическом институте: мы познакомились со знаменитой экосистемой МТИ по развитию и акселерации стартапов», — рассказывает Юлия Ракова. Ранее она работала экспертом в дирекции по корпоративной стратегии в «ВымпелКоме», затем стала участвовать и консультировать несколько стартапов.

Практика vs теория

В целом опрошенные бизнесмены и топ-менеджеры считают, что зарубежное бизнес-образование лучше российского и отмечают его прикладной характер. 33% респондентов получили степень в зарубежных школах, основная причина такого выбора — возможность понять специфику ведения бизнеса за рубежом.

Основатель стартапа Pingbox Петр Федченков, заканчивающий курс школы бизнеса Гарвардского университета, отмечает, что его привлекла система case-study. «Международная степень MBA расширяет кругозор, помогает увидеть новые подходы в бизнесе, изучить, как это делается в других странах», — говорит исполнительный директор компании Redenex, выпускник британской бизнес-школы Роман Директович.

Среди тех, кто получил бизнес-образование за рубежом, наибольшую популярность имеют школы США, треть опрошенных обладателей зарубежной корочки имеют американскую степень. «Американская MBA — это классика, этот документ котируется во всем мире», — объясняет свой выбор вице-президент по логистике и международному сотрудничеству «Дикси» Марат Магкеев. В среднем обучение в Штатах обходится примерно в 90 тыс. долл.

Свое дело после MBA

Открытие собственного бизнеса после прохождения международной MBA — один из ключевых факторов выбора заграничной программы. 50% опрошенных, получивших степень за рубежом, открыли свое дело после завершения курса MBA.

«Не было бы МВА — не было бы Easy Meal, не было бы даже половины консалтинговых заказов в области бизнес-стратегии, маркетинга», — рассказывает Вадим Малкин, сооснователь компании Easy Meal, доставляющей здоровую еду. Он окончил совместную программу TRIUM Executive МВА — NYU Stern School of Business, HEC Paris и Лондонской школы экономики и политических наук (LSE), заплатив за нее 140 тыс. долл. из собственных средств.

Получивший корочки MBA в Warwick Business School Роман Директович открыл бизнес совместно с однокурсницей по программе MBA после завершения курса. Основателя компании — производителя функциональных напитков Fito Guru Константина Самойлова курсы MBA, прослушанные в Чикаго, подтолкнули к созданию собственного бизнеса.

Опрошенные венчурные инвесторы, впрочем, считают, что владельцам бизнеса MBA нужен прежде всего для общего понимания бизнес-процессов. «Я бы советовал всем тем, кто хочет запустить собственный бизнес, получить MBA, так как дело здесь не столько в полученных знаниях, сколько в приобретении навыка обучения», — считает CEO инвестиционного фонда EastWay Capital Александр Волков. С ним соглашается CEO венчурного фонда «Лайф.СРЕДА» Владислав Солодкий. «Это как фитнес мозга: вам разминают его, повторяя ранее известные, но подзабытые со временем кейсы, тренируют его, заставляя разбирать примеры не из вашей индустрии», — говорит г‑н Солодкий.

Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех