Бизнес-климат оценят домохозяйки
Старания губернаторов сделать свои регионы привлекательнее для инвесторов отныне будут оценивать не только предприниматели, но и их родственники, друзья, чиновники и другие категории населения, напрямую с бизнесом не связанные. С такой инициативой выступил гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин. Таким образом, правом высказаться о бизнес-климате будут обладать не 4% населения страны (предприниматели), а около трети россиян.
«Рейтинг бизнес-привлекательности регионов» АСИ запускает совместно с фондом «Общественное мнение» (ФОМ) и ИТАР-ТАСС. К идее создать его Андрея Никитина подтолкнул прошлогодний пересмотр подхода к оценке деятельности губернаторов. «Были пересмотрены показатели оценки их эффективности, был подписан указ президента №1276 от 10 сентября, который направлен на оценку благоприятности инвестклимата в регионах, ― перечисляет г-н Никитин. ― Для губернаторов был очень серьезно переформатирован круг их задач. Очень весомую долю стали занимать их усилия, направленные на развитие предпринимательского климата, то есть того самого несырьевого сектора экономики, который и должен обеспечивать нам рост, а не стагнацию».
Рейтинги делового климата в субъектах уже существуют. Так, KPMG и РСПП недавно опрашивали иностранных инвесторов о том, каково это — вести бизнес в разных регионах России. Аналогичные исследования проводят ассоциации предпринимателей, Всемирный банк совместно с IFC и т.д. Изюминка нового рейтинга в том, что диагноз бизнес-климату будут ставить не только сами представители бизнеса, но и другие люди, «суждения которых о бизнесе имеют смысл», поясняет президент ФОМ Александр Ослон. Он выделяет восемь категорий респондентов, среди них ― родные, близкие и друзья бизнесменов, бывшие бизнесмены, стартаперы, люди, сталкивающиеся с МСП по работе, и т.д.
Андрей Никитин допускает, что результаты исследования окажутся неожиданными: «Возможна ситуация, когда в регионе есть качественная инфраструктура для развития бизнеса, но он займет место ниже, чем тот регион, где не такая хорошая инфраструктура, но где коммуникация с предпринимателями налажена». И наоборот, в некоторых регионах формально все хорошо, но работать с бизнесом там не умеют. «Услуга как бы есть, есть красивое помещение, там сидят люди, предлагают разные услуги для бизнеса, который про это ничего не знает. Такая ситуация была раньше в Москве», ― рассказывает он. Когда в прошлом году Сергей Собянин поставил задачу улучшения предпринимательского климата, выяснилось, что бизнесмены оценивают климат гораздо хуже, чем он есть на самом деле. И действительно, в рейтинге Всемирного банка и IFC Москва заняла в прошлом году последнее место среди 30 регионов России. Для сравнения, Владикавказ вошел в тройку лидеров.
По убеждению Андрея Никитина, статистика не дает полной картины бизнес-климата в регионе, важен прямой диалог с народом. «Есть то, что региону богом дано, и губернатор никак не влияет на то, сколько камней, нефти, газа, угля там есть. По статистике у нас нефтедобывающий Сибирский регион ― лидер по инвестициям, потому что там «Газпром» строит трубу и тут же сумасшедший приток инвестиций. Однако там выжженное поле с точки зрения малого бизнеса», ― говорит он. То есть успешные госкорпорации делают имя губернаторам, которые никакого отношения к их успехам не имеют.
Глава АСИ разговаривал с губернаторами о будущем рейтинге, но он не планирует спрашивать у них разрешения на включение того или иного региона в рейтинг. «У нас нет задачи кого-то наказать, есть задача дать губернатору больше инструментов», ― поясняет Андрей Никитин. Он подчеркивает, что рейтинг создается не только для власти, но и для журналистов, и для самих бизнесменов.
Пока опрос будет проводиться в 79 регионах. За бортом рейтинга оказались в том числе Чечня и Дагестан. Разработчики рейтинга уверяют, что это связано с техническими трудностями, которые в ближайшем будущем будут сняты. Первые итоги исследования могут быть представлены уже в начале ноября.
Вице-президенту «Деловой России» Николаю Остаркову идея «широкого» рейтинга понравилась особенно тем, что в число респондентов включат стартаперов. Он надеется, что в выборку попадут и чиновники экономического блока, которые нередко осведомлены о деловом климате лучше самих бизнесменов. Однако совсем широкой делать выборку не имеет смысла, предупреждает собеседник издания.
Председатель правления и управляющий партнер КПМГ в России и СНГ Олег Гощанский тоже поддерживает инициативу АСИ: «Идея опросить не только предпринимателей, но и людей, косвенно причастных к бизнесу, может выявить интересные социальные и социально-экономические особенности, которые не присутствуют в отчетах, основанных исключительно на мнении людей из бизнеса».