Общество, 03 сен 2015, 00:25

К поглощению готовы

Читать в полной версии
Фото: Transport Photo Images

Совет директоров «Аэрофлота» рассмотрит вопрос о покупке 75% плюс одной акции «Трансаэро» у ее совладельцев только в четверг, но компания начала готовиться к поглощению уже сегодня.

​Уход перед сделкой

Днем «Трансаэро» сообщила об уходе с поста гендиректора компании ее совладелицы Ольги Плешаковой, которая возглавляла компанию с 2001 года. И.о. гендиректора был назначен ее заместитель Дмитрий Ерзакович. Одновременно Плешакова сменила на посту председателя совета директоров «Трансаэро» своего мужа Александра Плешакова.

На двоих супругам принадлежит 36,62% акций проблемной авиакомпании, еще 3% — у матери Плешакова, главы Межгосударственного авиационного комитета Татьяны Анодиной, а 11,51% — у дочерней компании самого перевозчика «Трансаэро-финансы». Кто из акционеров «Трансаэро» продаст свои пакеты и какой будет схема ее консолидации с «Аэрофлотом», источники РБК пока не поясняют. Сумма сделки может составить символический рубль: общий долг «Трансаэро» на конец второго квартала составлял около 160 млрд руб. Решение о сделке было принято на Межведомственной комиссии по экономике правительства под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова 1 сентября.

Известно, что в число совладельцев «Трансаэро» также входит председатель совета директоров аэропорта Внуково Виталий Ванцев (4,5%). 6,4% авиакомпании принадлежит кипрской Startup Investment, одним из владельцев которой, по данным кипрского реестра, является бывший топ-менеджер Альфа-банка, председатель совета директоров Adela Financial Retail Group Евгений Бернштам.

Спустя несколько часов после объявления об отставке гендиректора «Трансаэро» распространила заявление Александра Плешакова, в котором основатель компании впервые прокомментировал будущую сделку. В заявлении Плешакова подчеркивается, что «ни авиакомпания «Трансаэро», ни ее акционеры не были инициаторами данной консолидации». Как поясняет Плешаков, руководство «Трансаэро» предлагало два сценария: создание банковского синдиката, который реструктурировал бы долг авиаперевозчика (переговоры об этом «Транс­аэро» безуспешно вела с ВТБ и Сбербанком все лето) или «финансовую докапитализацию компании» (за счет чьих средств — в заявлении не указано). Но «с целью обеспечения интересов пассажиров, партнеров и работников авиакомпании с учетом позиции руководителей министерств экономического блока правительства и крупнейших банков» контролирующие акционеры авиакомпании подтвердили свое согласие на передачу контроля над «Трансаэро» «Аэрофлоту». Плешаков уточнил, что на совещании вопрос о выделении бюджетных денежных средств на консолидацию «Трансаэро» не рассматривался, но обсуждался вопрос о госгарантиях «для тех, кто будет осуществлять процесс консолидации».

На том, чтобы «Аэрофлот» получил не меньше 75% «Трансаэро», настаивала даже не сама государственная авиакомпания, а крупнейшие кредиторы, говорит источник, знакомый с акционерами «Трансаэро»: они хотят вести дальнейшие переговоры о долге авиаперевозчика с полностью контролирующим компанию акционером. После оформления сделки в «Аэрофлоте» разработают новую бизнес-модель авиаперевозчика. Не исключено, что он будет полностью консолидирован в компанию вместе с другими дочерними перевозчиками «Аэрофлота» или займет место в группе как один из специализированных перевозчиков, как, например, лоукостер «Победа» или чартерные «Оренбургские авиалинии», говорит собеседник РБК.

Конкуренция внутри монополии

В среду будущую сделку, после которой группа «Аэрофлот» займет больше 50% российского авиарынка, впервые прокомментировал глава ФАС Игорь Артемьев. Днем он сообщил журналистам, что его ведомство одобрит сделку, но может обязать «Аэрофлот» отказаться от части своих маршрутов, на которых тот после сделки с «Трансаэро» приобретет монопольное положение. «Речь пойдет и о зарубежных, конечно, и о внутренних рейсах», — пояснил глава ФАС.

«Аэрофлот» и «Трансаэро» конкурировали по большинству популярных туристических направлений, говорит глава транспортного комитете Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин. Это не только европейские направления — Италия, Греция, Турция, Хорватия, Франция, но и такие направления, как Москва — Бангкок, Москва — Пхукет, Москва — Пекин, Москва — Гонконг и пр. Компании конкурировали примерно по 12–13 направлениям, говорит источник в одной из туркомпаний. Всего же во втором квартале 2015 года «Трансаэро» обслуживала 151 направление, в том числе 87 международных, «Аэро­флот» в июне-августе осуществлял полеты в 123 пункта, из них 80 — зарубежные. Это примерно 15% рынка международных направлений.

«Трансаэро» — крупнейший перевозчик на рынке организованного выездного туризма (когда покупается полноценный турпакет), констатирует президент туроператора «Натали Турс» Владимир Воробьев. По его оценке, доля «Трансаэро» составляет около 40%, причем 25% приходится на совместные программы с «Библио Глобусом». С «Трансаэро» крепко связаны практически все крупные туроператоры, признает Воробьев, отмечая, что во всей авиаперевозке «Натали Турс» доля «Трансаэро» превышает 35%. «Трансаэро» — ключевой игрок на туристическом рынке, соглашается исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Авиакомпания входит в топ-3 как в сегменте чартерных перевозок (там ей конкуренцию составляют, прежде всего, собственные авиакомпании туроператоров типа 1Fly или Nord Wind), так и по продаже блоков мест на регулярных рейсах.

Конкурировали компании на равных, оценивает Горин, загрузка кресел по этим направлениям и у той, и у другой компаний была около 82%. Наиболее острой конкуренция была примерно два-три года назад, когда за нелояльность к одному из двух перевозчиков с некоторыми туроператорами даже были разорваны агентские соглашения, вспоминает Горин. Так, «Аэрофлот» разрывал соглашение с оператором «Натали Турс», «Транс­аэро» — с Tez Tour. После этого «Аэрофлот» поменял свою бизнес-модель и перестал продавать заранее туроператорам блоки мест по специальной цене, тогда как «Трансаэро» стала плотнее, чем «Аэрофлот», работать с туроператорами. Кроме того, по некоторым маршрутам, таким как Москва — Джакарта, она стала единственным перевозчиком.

Теперь, когда «Трансаэро» вливается в «Аэрофлот», последний становится единственным перевозчиком по многим направлением, но это не означает, что цены обязательно будут расти, говорит Горин. Например, если «Аэрофлот» все-таки посчитает нужным оставить в парке Boeing747 с самыми большими провозными емкостями, то цены на соответствующие рейсы останутся прежними, так как экономика этого типа самолетов не может быть другой, говорит эксперт. Если на направления, закрепленные за «Трансаэро», «Аэрофлот» будет ставить самолеты меньшей емкости, экономика будет уже иная. Правда, цены на билеты повышать некуда, спрос на туристические направления в следующем году и так снизится с 14 млн до 11 млн пассажиров, оценивает он.

Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях