Общество, 03 окт 2011, 10:27

Плоские войны: как планшетные компьютеры завоевывают мир

В последнее время все больше жителей нашей планеты присоединяются к когорте поклонников планшетников, отказываясь от более громоздких классических ноут- и нетбуков ради возможности быть в Интернете и в электронной почте всегда и везде.
Читать в полной версии

Конечно, пришлось пожертвовать многими функциями полноценных компьютеров. Но не за горами времена, когда эти чудесные "таблетки", как окрестили tablet-устройства российские пользователи, смогут быть и продвинутым компьютером, и смартфоном, и электронной книгой, и фотовидеорамкой. Сражение за лидерство в посткомпьютерном мире уже началось.

Воинственные "таблетки"

Строго говоря, типов планшетных устройств существует несколько, а популяризировавшая их компания Apple, подсадившая мир на iPad, предложила по сути увеличенный до 10 дюймов свой же коммуникатор iPhone. Так что iPad - это интернет-планшет с мобильной операционной системой. Это уже не "ридер" (электронная книга), но еще и не компьютер.

Между тем плоские компьютеры курсировали на рынке уже давно. Еще в 90-е ими активно пользовались на производстве и в медицине. В ноябре 2002г. планшетные ПК с полноценной компьютерной операционной системой (ОС) с легкой руки Билла Гейтса, продемонстрировавшего платформу Microsoft Tablet PC, проникли на массовый рынок. Однако этим компьютерам не суждено было снискать славы следующего поколения планшетников - агрессивных, мобильных, настроенных на коммуникацию, "пальцевый" интерфейс и минимум программных функций.

Надо отдать должное Apple, которой удалось открыть новую эпоху электроники, доказав, что будущее за этими плоскими устройствами весом менее 1 кг. И все благодаря воплощению идеи Стива Джобса, который заявил, что пока конкуренты пытаются нащупать оптимальный баланс в новых моделях персональных компьютеров, Apple делает ставку на "посткомпьютерные" мультимедийные устройства, которые проще и понятнее привычных ПК.

Теперь аналитикам осталось только ждать момента, когда традиционные настольные компьютеры, ноутбуки и мобильные телефоны будут навсегда потеснены мощными смартфонами и планшетниками. Реальность при этом опережает самые смелые прогнозы. Эксперты IDC еще в 2009г. прогнозировали, что в 2014г. будет продано порядка 46 млн планшетов. Однако уже в сентябре этого года компания признала, что только в 2011г. будет реализовано 62,5 млн таких устройств. Для сравнения: продажи нетбуков в этом году составят 40 млн.

"Надкусаны" против всех

Сейчас на рынке мультимедийных планшетов в мире властвует Apple, его доля рынка переваливает за 60%. Однако за лидерство "надкушенного яблока" владельцам бренда приходится сражаться с армией сильных конкурентов. Понимая, что в этой битве поможет только хитрость, менеджмент Apple выбрал путь судебных патентных разбирательств, которые безотказно срабатывают на Западе, когда нужно отвлечь силы и время противников, а также поддержать интерес к своему бренду.

Только запустив весной прошлого года продажи смартфона iPhone 3GS и планшета iPad, компания пошла в наступление на азиатских гигантов рынка электроники, обвинив HTC в плагиате интерфейса и архитектуры, а через год Samsung - в плагиате дизайна планшетников и коммуникаторов. Получилось, что Apple обратила претензии фактически ко всем участникам рынка мультимедийных "таблеток".

Какое-то время конкуренты занимали оборонительную позицию, некоторые даже были связаны контрактными обязательствами с обидчиком (производили для Apple детали), но к сентябрю компании выложили ряд встречных аргументов. HTC теперь обвиняет Apple в краже важнейших элементов пользовательского интерфейса, а Samsung, потеряв по вине истца право продавать планшетник Galaxy в Германии, и вовсе в незаконном использовании технологии 3G.

Теперь же, говорят эксперты, американская компания рискует остаться в воинственном одиночестве, поскольку на сторону азиатов встали практически все участники рынка мобильных и плоских устройств.

Правда, до России волна противостояния вряд ли докатится, так как у нас слабо развит институт интеллектуальной собственности. "За этим конкретным патентным столкновением стоит фундаментальная дискуссия в инновационном мире: не устарело ли патентное право в принципе как институт?", - задается вопросом глава "Роснано" Анатолий Чубайс.

Интересно, что подобной точки зрения придерживается и генеральный директор re:Store Retail Group, развивающей магазины Apple в России, Тихон Смыков. По его мнению, ситуация с патентным правом в мире рождает все больше злоупотреблений. "Я считаю систему, которая не дает производителям развивать технологии, крайне несправедливой. Ситуация будет усугубляться, так как конкуренция нарастает", - говорит он, добавляя, что степень патентной защиты на Западе чрезмерно высока.

По мнению президента IceWarp Ладислава Гоча, патентные войны для "Яблока" - логический ход для базирующейся в США компании и ее менталитета. Однако потребитель сейчас может сделать выбор в сторону не привязанных к "железу" платформ (к примеру, Android и обещающей вскоре появиться Windows 8). Он считает, что рынок завоюют производители, которые будут интегрировать гаджеты с "облачными" программными продуктами и хранилищами информации.

Назад в будущее

Хочется заметить, что в разгоревшейся войне производители планшетников и сенсорных смартфонов несколько упустили интересы некоторых групп потребителей. Например, бизнес-аудитории и женской.

Ставка в программном обеспечении все больше делается на мультимедийность, а не деловые приложения. И даже Microsoft - единственный активно предлагавший свои мобильные продукты для деловой сферы - умудрился выпустить первую версию новой мобильной платформы Windows Phone 7 без функции "вырезать-вставить".

Хотя уже в 2012г. проектируемая Windows 8 изменит наши представления о планшетниках, уверен сооснователь и директор по технологиям IceWarp Якуб Клос. А если учесть, что у "настольной" Windows около 480 млн пользователей, то можно представить потенциал аудитории планшетов на "винде".

Будем надеяться, что в погоне за массовым пользователем Microsoft не лишит потребителей возможности полноценно работать с офисными приложениями даже в планшетниках. Хотя деловая аудитория, как выяснилось, готова идти на любые лишения ради мобильности и даже писать бизнес-планы в очень простенькой заметочке iPad или iPhone - единственном текстовом редакторе модных гаджетов.

Впрочем, аналитики IDC уже рассудили, что Windows Phone к 2015г. займет второе место по распространенности в мире. На первом месте закрепится Android компании Google. Вместе с тем, по мнению той же IDC, рыночная доля Symbian (ОС Nokia) будет неуклонно сокращаться и в 2011г. составит 20,9%, а в 2015г. - уже 0,2%. Apple и RIM (Blackberry) также потеряют часть рынка: доля операционной системы BlackBerry снизится с 14,9 до 13,7%, а iOS Apple - с 15,7 до 15,3%.

Но вернемся к женской аудитории. Забавой любого мужчины, купившего современный сенсорный телефон или планшет, стало дать его в руки женщине с маникюром и наблюдать, как она старательно и безрезультатно тычет в экран длинным ноготком.

Однако с эффектом невосприятия экрана сталкиваются не только женщины, но и жители холодных регионов. Подавляющая часть моделей выпущенных в 2011г. сенсорных портативных устройств основана на данной технологии: емкостные экраны реагируют на электромагнитный импульс, т.е. на прикосновение пальцем, при этом не в перчатке и если на улице не слишком холодно. Таким образом, производители практически отказались от резистивной (реагирующей на нажатие как пальцем, так и стилусом или ногтем) технологии, успешно служившей пользователям не один год.

Менеджер по продуктам HTC в регионах России и СНГ Николай Блохин предрекает, что емкостные экраны будут доминировать на рынке в ближайшие два года и не видит особых проблем для пользователя. "Никаких минусов в отношении емкостных экранов отметить не могу. Романы в коммуникаторе и планшетнике не пишу, но тексты редактирую, все в порядке", - заверят Н.Блохин.

Жителям Сибири и Крайнего Севера он рекомендует покупать специальные перчатки для работы с капризным экраном. Ну, а женщинам, видимо, придется срезать длинные ногти. Некоторые пользователи готовы идти и не такие жертвы: житель Денвера обратился в хирургическую клинику, чтобы ему сточили кость указательного пальца руки до размеров иконок и виртуальных клавиш в iPhone.

Между тем особо капризным пользователям придется ждать новых технологий, чтобы были удовлетворены запросы даже особой аудитории плоских портативных устройств, которая стремится работать с мобильными, интуитивными и легкими гаджетами. Что это будет - гибридные экраны (резистивно-емкостные), распознающие жесты, голос, определяющие поверхностно-акустические волны и инфракрасные или что-то другое - покажет время.

Чудесный недопланшетник Чубайса

Возможно, это будущее можно частично просмотреть уже сейчас, через презентованный А.Чубайсом электронный учебник Plastic Logic для школ со сворачивающимся в трубочку экраном. Пока это не планшетник - чиновники от образования потребовали убрать выход в Интернет и прочие "лишние" функции. Пока его электрофоритические чернила - черные, а не цветные. Пока и компания-разработчик - западная. Но через пару лет будет построен завод в особой экономической зоне в Зеленограде, и первая в мире некремниевая технология органической (полимерной) электроники станет российской.

Надежда Геращенко, РБК

Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Есть ли способы перетянуть «черных» хакеров на светлую сторону
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии