Общество, 03 ноя 2015, 00:25

Небом дешевле

Читать в полной версии
Фото: Reuters

Walmart вслед за Amazon и Google готовится начать доставку товаров дронами. Коммерческое использование беспилотников может принести за 10 лет экономике США $82,5 млрд, но пока на пути новой отрасли стоят госрегуляторы.

В погоне за конкурентами

Крупнейшая в мире розничная сеть Walmart (оборот по итогам 2014 года — $485,65 млрд) на минувшей неделе обратилась за разрешением на испытание беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые компания хочет использовать для доставки товаров заказчикам. Соответствующий запрос направлен в Федеральное авиационное управление (ФАУ) США. Walmart уже несколько месяцев тестировала аппараты в лабораторных условиях и теперь хочет провести эксперименты в открытом небе.

Walmart — третий американский мейджор, всерьез задумавшийся о внедрении беспилотников, ранее аналогичные проекты представили интернет-гигант Google и онлайн-ретейлер Amazon. Последний уже заявил, что готов запустить БПЛА-доставку товаров клиентам, как только будут упразднены законодательные ограничения.

По мнению экспертов, использование дронов не только сократит срок доставки продукции — Amazon обещает, что услуга займет не более получаса, — но и уменьшит транспортные издержки компаний, повысит логистическую эффективность и в итоге послужит драйвером роста онлайн-продаж.

«Walmart идет ноздря в ноздрю с Amazon, рассчитывая повысить эффективность своих логистических цепочек и улучшить обслуживание клиентов», — в беседе с Би-би-си заметил аналитик международной консалтинговой компании Frost & Sullivan Эндрю Милрой. По мнению Купера Смита, аналитика BI Intelligence, сокращение времени доставки увеличит онлайн- и розничные продажи компаний. Тот ретейлер, который добьется значительного снижения издержек на доставку, сможет как повысить лояльность клиентов, так и увеличить свою долю на рынке, поскольку высокая стоимость доставки остается главной причиной, по которой клиенты отказываются от заказа, считает он.

Дрон для роста

Проект воздушной доставки для Walmart не сводится лишь к оптимизации логистики. БПЛА-инициатива полностью укладывается в план компании, подразумевающий трансформацию медленно растущего ретейл-гиганта, зависящего от выручки своих 4,6 тыс. американских магазинов, в гибкого игрока на рынке электронной коммерции, который использует данные и технологии для стимулирования продаж.

В прошлом месяце компания неожиданно объявила об ухудшении прогноза по прибыли, которая в 2016/17 финансовом году может сократиться на 12% (в 2014 году составила $16,7 млрд). Ретейлеру приходится держать низкие цены для борьбы с конкурентами и увеличивать издержки на повышение зарплат. Улучшение эффективности доставки товаров и управления складами позволит сети нарастить онлайн-продажи. В текущем и следующем финансовом году Walmart планирует потратить на стимулирование этого сегмента продаж около $2 млрд.

Walmart готова наладить воздушную доставку, как только завершатся испытания и будет снят законодательный запрет, пояснил Reuters представитель ретейлера Дэн Топорек. «У БПЛА большой потенциал в контексте улучшения коммуникации между магазинами нашей обширной сети, пунктами обработки заказов и транспортным парком, — объясняет Топорек. — В радиусе 8 км от мест проживания 70% жителей США есть по крайней мере один супермаркет Walmart. Это открывает уникальные возможности для обслуживания клиентов с использованием БПЛА».​

Amazon и Alphabet (материнская компания Google) в  основном рассчитывали использовать дроны для доставки товаров от распределительных центров на дом клиентам. Но Walmart предложила два нововведения: доставлять товары из супермаркетов до машин покупателей на парковке, а также запускать БПЛА с баз в кузовах грузовиков, развозящих покупки по районам, для доставки непосредственно до дома заказчика или в согласованную с ним  точку.

Кроме того, Walmart хочет изучить эффективность дронов как средства мониторинга собственных товарных потоков. Для этого планируется использовать систему электронного тегирования и иные технологии. В распределительных центрах ретейлера обычно скапливаются сотни грузовиков, и БПЛА сможет быстро определять местонахождение того или иного товара. Ассортиментный ряд стандартного супермаркета Walmart, как правило, насчитывает около 120 тыс. товарных единиц.

Воздушная лихорадка

Walmart существенно отстает от своих конкурентов в освоении перспективной БПЛА-технологии. Amazon впервые протестировал доставку в открытом пространстве еще в декабре 2013 года. Google рассказал о своих аналогичных разработках в августе 2014 года, но этому предшествовало не меньше двух лет исследований.

Основная цель всех компаний — сокращение издержек на «последней миле», последнем и самом дорогостоящем этапе логистики при доставке товара до конечного потребителя. Содержание группировки БПЛА обходится значительно дешевле, чем обслуживание парка наземных транспортных средств.

По оценке Раффаэлло Д’Андреа, сооснователя БПЛА-разработчика Kiva Systems, стоимость дроновой доставки посылки массой 2 кг на «последней миле» составляет $0,1. Наземная доставка аналогичных по параметрам посылок на «последней миле» — $2–8. Именно его компанию в 2012 году Amazon купил за $775 млн. Оценки исследовательской компании ARK Investment Management скромнее: доставка в течение 30 минут при помощи дронов должна стоить $1. Показатель учитывает такие переменные, как расход на развертывание и поддержку БПЛА-группировки, а также процент заказов, который может быть обработан с использованием дронов.

Проект Amazon под названием Prime Air предполагает доставку посылок покупателям в течение 30  минут после оформления заказа. Максимальная масса посылки — 2,3 кг. Это предельный вес около 86% всех отправляемых Amazon товаров. По планам Amazon, масса аппарата не будет превышать 25 кг, его скорость составит 80,5 км/ч. БПЛА будет летать в коридоре от 60 м (предельная высота большинства зданий) до 152 м (от этой отметки начинается малая высота полета авиации) над поверхностью земли, доставляя товары в радиусе 16 км от складов компании.

В рамках проекта Project Wing IT-гигант Google сначала тестировал БПЛА-доставку товаров в Австралии, а теперь и в США. Проект курирует секретное подразделение IT-гиганта — Google X. Изначально компания думала об оперативной доставке дефибрилляторов людям, у которых случился сердечный приступ, но затем переключилась на тестирование доставки обычных товаров, таких как еда и напитки, которые можно заказать через мобильное приложение. Сервис смогли протестировать посетители фестиваля Zeitgeist («Дух времени»), посвященного составляемому компанией ежегодному рейтингу запросов в поисковой системе Google.

Судя по проектной документации, с которой ознакомилась The Guardian, БПЛА Project Wing весит менее 25 кг, может развивать скорость до 160 км/ч, поднимаясь на высоту до 120 м. Google разработал специальный алгоритм на случай потери аппаратом связи с оператором на земле — тогда дрон автоматически возвращается на базу и быстро садится. В отличие от Amazon и Walmart Google, не являющийся ретейл-гигантом, не раскрывает конечного коммерческого предназначения своего проекта, ссылаясь на конфиденциальный характер своих разработок.

Госрегулирование как препятствие

Основным препятствием на пути развития дронового сегмента в ретейле стало государство. Власти США опасаются, что неконтролируемое использование летательных аппаратов создаст угрозу авиации, а также чревато общим ростом угроз безопасности — в минувшем году много шума во Франции наделали сообщения о том, что в районе АЭС наблюдалась необычная активность беспилотников. По данным Минтранса США, за последний год число случаев опасного сближения БПЛА с самолетами удвоилось. Ежемесячно ФАУ получает порядка 100 таких сообщений.

Работа по открытию воздушного пространства США для коммерческих беспилотников началась с принятия специального закона, который президент Барак Обама подписал в начале 2012 года. Испытания в открытом пространстве надзорные органы разрешили в мае 2014 года, с тех пор у ФАУ соответствующие разрешения получили более 2,1 тыс. компаний, в основном киностудии, девелоперские компании, сельхозпредприятия, а также инфраструктурные компании.

Согласно действующим с февраля этого года временным правилам, масса БПЛА не должна превышать 25 кг, скорость — 160 км/ч, высота полета — 152 м. Кроме того, запрещается их использование вблизи аэропортов, а также в ночное время суток. Сброс с аппаратов на землю любых объектов запрещается, а сам БПЛА должен постоянно находиться в пределах видимости оператора.

Проанализировав опубликованный в феврале проект правил ФАУ, Reuters пришел к выводу, что они нарушат планы по развитию как минимум компании Amazon. Концепцией ретейлера, например, не предусмотрено постоянное визуальное слежение за БПЛА. Amazon тем не менее подтвердил свое намерение продолжить проект, призвав ФАУ пересмотреть проект правил с учетом интересов бизнеса.

Окончательно правила, регулирующие полеты БПЛА, ФАУ должно разработать к июню 2016  года. В будущем все дроны, коммерческие и некоммерческие, будут подлежать обязательной регистрации. Об этом министр транспорта США Энтони Фокс и глава ФАУ Майкл Уэрта объявили на пресс-конференции 19 октября. На право управления дроном сможет претендовать кандидат не младше 17 лет, прошедший тест на знание правил регулирования воздушного движения, которое придется подтверждать каждые два года. Стоимость сертификата, как ожидается, составит не более $300.

Новая беспилотная экономика

Представляя в феврале проект правил коммерческого использования БПЛА, руководитель ФАУ Майкл Уэрта отмечал, что дроны могут использоваться в самых различных областях: при проверках ЛЭП, антенн, а также трубопроводов в холмистой и гористой местности. По словам чиновника, новые правила смогут открыть возможность применения дронов природоохранными организациями, при поисково-спасательных операциях, в кинематографе, а также участниками рынка недвижимости (при аэрофотоснимках местности). К технологии также проявляют интерес сельское хозяйство и девелопмент.

Значимость БПЛА-индустрии признает даже администрация США. В февральском пресс-релизе Белого дома дроны названы «преобразующей технологией, которая может использоваться в сельском хозяйстве, правоохранительной деятельности, при обеспечении безопасности в прибрежных водах, военной подготовке, поисково-спасательных операциях, оказании скорой медицинской помощи, осмотре объектов жизнеобеспечения и многих др.».

По оценкам Счетной палаты США, экономический эффект от интеграции БПЛА в воздушное пространство страны составит $82,1 млрд до 2025 года. Аналогичную оценку приводит Международная ассоциация беспилотных систем. По ее прогнозам, до 2025 года благодаря беспилотникам в США будет создано более 100 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест.

Ежегодные мировые затраты на разработку военных и коммерческих БПЛА-технологий вырастут с нынешних $6,4 млрд до $11,5 млрд к 2024 году и составят в совокупности к этому времени $91 млрд, прогнозировала Teal Group в июле 2014 года. Эта сумма учитывает издержки на исследования, разработки, испытания и оценку аппаратов. До 2024 года на США придется 65% глобальных трат на разработку БПЛА ($59,15  млрд) и 41% поставок дронов на мировой рынок, считают в Teal Group.

Мировой годовой объем производства БПЛА в денежном выражении увеличится более чем в три раза: с нынешних $4 млрд до $14  млрд в год к 2015 году и составит в совокупности за предстоящее десятилетие $93 млрд, прогнозирует Teal Group. По ее оценкам, в 2014 году 89% мирового БПЛА-рынка пришлось на военные поставки, 11% — на гражданские. К 2024 году доля гражданских поставок вырастет: 72% составят военные поставки, 23% — поставки потребителям, 5% — гражданские поставки, считают в компании.

Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе