Мазепин берет 20% «Уралкалия»
Акционеры «Уралхима» договорились купить 20% «Уралкалия» у партнеров Сулеймана Керимова, в том числе у Филарета Гальчева и Анатолия Скурова (на двоих у них около 12% компании). Благодаря этой сделке «Уралхим» может получить доступ к дешевому сырью, считают эксперты.
О договоренностях с миноритарными акционерами «Уралкалия» вчера сообщил сам «Уралхим». Рыночная стоимость «Уралкалия» составляет около 15 млрд долл., исходя из этой оценки, Дмитрию Мазепину и другим акционерам «Уралхима», которых компания не раскрывает, придется заплатить не менее 3 млрд долл.
Представители «Уралхима» умалчивают источник средств на эту сделку. В конце первого полугодия на счетах компании было лишь 111 млн долл., а соотношение долга и EBITDA (по итогам 2012 года) было на уровне 1, поэтому «Уралхим» мог бы занять деньги на сделку. Но ранее сообщалось, что по условиям сделки потенциальный приобретатель должен иметь хотя бы 30% собственных средств.
В середине ноября примерно такую же долю — 21,75% — договорилась купить у структур Сулеймана Керимова группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова. Эта сделка и договоренность акционеров «Уралхима» — звенья одной цепи, считает аналитик UFS IC Анна Милостнова: «Г-ну Прохорову, не имеющему опыта работы в химической отрасли, нужен такой партнер, как г-н Мазепин, который мог бы помочь ему эффективнее управлять приобретенным активом». Она не исключает, что структуры Прохорова помогут Мазепину с финансированием сделки. Представитель ОНЭКСИМа это не комментирует.
Представитель «Уралхима» не объясняет, зачем акционерам потребовалась калийная компания, которая мало пересекается с их основным бизнесом. Мазепин, чьи слова приводятся в официальном сообщении «Уралхима», называет «Уралкалий» перспективным активом.
Объединение бизнеса «Уралкалия» и «Уралхима» вряд ли возможно, считает аналитик «ВТБ Капитала» Елена Сахнова. Но для «Уралхима» эта сделка позволяет диверсифицировать бизнес в высокорентабельную калийную отрасль. К тому же компания получает дешевый доступ к сырью, продолжает аналитик. А «Уралкалию», наоборот, придется в таком случае работать с более низкой рентабельностью: поставки внутренним потребителям («Уралхиму») менее выгодны, чем экспорт.
Если Мазепин договорился о покупке, скорее всего, он уже занял деньги, отмечает г-жа Сахнова. По ее мнению, для этого бизнесмен мог заложить акции самого «Уралхима», а не отягощать компанию новыми долгами.
Акции «Уралкалия» могут обойтись Мазепину с партнерами дороже рыночной стоимости. Так, ОНЭКСИМ договорился о покупке 21,75% «Уралкалии» из расчета стоимости всей компании в 20 млрд долл. Если исходить из этой цифры, 20% компании могут стоить 4 млрд долл.
Информация о том, что Керимов и партнеры собираются расстаться со своей долей в «Уралкалии», появилась после начала «калийной войны» с Белоруссией в августе, когда в Минске был арестован гендиректор компании Владислав Баумгертнер. Как только ОНЭКСИМ договорился о покупке доли в «Уралкалии», Баумгертнера экстрадировали в Россию.