«Газпром» застиг партнеров врасплох
Отказ «Газпрома» от строительства «Южного потока» стал полной неожиданностью для его партнеров и подрядчиков – европейских стран и компаний. Концерн уже потратил около $5 млрд на строительство его российской части и назаключал контракты на миллиарды евро. В случае списания этих затрат есть угроза для дивидендов «Газпрома», предупреждают эксперты.
Реакция Европы
Еврокомиссия 9 декабря обсудит газовый проект «Южный поток», заявил во вторник вице-президент Еврокомиссии по вопросам энергетики Марош Шефчович. По его словам, совещание планировалось заранее и «пройдет, невзирая на заявление России о прекращении проекта». Но при обсуждении Еврокомисcия учтет позицию России, признал он.
О решении остановить проект «Южный поток», по которому планировалось ежегодно поставлять 63 млрд куб. м в Южную и Центральную Европу, накануне заявил президент Владимир Путин. Такое сенсационное заявление он сделал по итогам переговоров с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. «Возврата к «Южному потоку» не будет, проект закрыт», – уточнил после этого предправления «Газпрома» Алексей Миллер. Газопровод должен был пройти по дну Черного моря с выходом на сушу в Болгарии, но эта страна под давлением Евросоюза приостановила реализацию проекта: Евросоюз посчитал, что он не соответствует Третьему энергопакету, который предполагает, в частности, что один поставщик может занимать не более 50% трубопроводных мощностей, остальное должно выставляться на аукцион. Теперь «Газпром» намерен перенаправить 63 млрд куб. м через Турцию, построив новый газопровод по дну Черного моря, сказал Миллер.
Решение по «Южному потоку» полностью находится в руках России и ЕС, заявил во вторник президент Болгарии Росен Плевнелиев. В Сербии надеются, что решение об отказе России от «Южного потока» не является окончательным, и может быть пересмотрено, сказал Интерфаксу посол Сербии в России Славенко Терзич.
Акции подрядчиков упали
Еще в декабре 2012 года при закладке «Южного потока» Миллер заявил, что «проект абсолютно востребован рынком», а все объемы «уже распределены». В понедельник он затруднился ответить, что теперь будет с этими контрактами. Но с тех пор на строительство российской части «Южного потока» уже было потрачено $4,7 млрд, к тому же проектная компания South Stream Transport, подконтрольная «Газпрому», заключила контракты на миллиарды евро. Итальянская Saipem в марте 2014 года получила контракт на прокладку первой морской нитки на €2 млрд. Вторую нитку должна была построить швейцарская Allseas Group (сумма этого контракта не разглашалась).
Контракт на поставку труб для первой нитки составил €1 млрд, его выиграли немецкая Europipe, «Северсталь» и ОМК, подряд также получила ТМК, а листовую сталь и металл для проекта должны были поставить немецкая Salzgitter и австрийская Voestalpine (суммы контрактов не раскрывались).
После объявления о закрытии проекта во вторник утром акции Saipem и Salzgitter обрушились на 10%, Voestalpine – на 1,8% (затем немного скорректировались). Российские производители труб пострадали не так сильно: бумаги ТМК потеряли 4,4%, а «Северстали» – 1,5%.
Уведомление из СМИ
«Мы узнали об этом [об остановке «Южного потока»] из СМИ, ни у Болгарии, ни у других партнеров нет официальной информации», – заявил в интервью радио ORF министр экономики Австрии Райнхольд Миттерленер. По его словам, ЕС не блокировал строительство «Южного потока», правило о доступе других игроков к трубопроводу в любом случае применялось бы, передает Bloomberg. Райнхольд считает, что падающий спрос и цены на газ могли повлиять на решение России по «Южному потоку».
Один из совладельцев South Stream – немецкая Wintershall – обсудит объявление о «Южном потоке» со своими европейскими и российскими партнерами, сказал РБК представитель компании. Дату этой встречи он не назвал. Представитель еще одного акционера проекта – Eni – отказался от комментариев, а в EdF не ответили на запрос РБК.
Saipem не получала никаких официальных уведомлений о прекращении контракта от South Stream Transport, заявил РБК ее представитель, поэтому работы по контракту продолжаются. Возможная приостановка работ и потенциальное прекращение проекта регламентируются условиями контракта, предупредил он, но деталей не уточнил.
ОМК и «Северсталь» ожидают ясности по дальнейшей судьбе проектов транспортировки газа в Южную Европу. Компаниям предстоит договориться, на какие проекты «Газпрома» можно перебросить заказ, и можно ли это сделать, сказал представитель «Северсталь».
Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов сказал РБК, что на вопросы о контрактах по «Южному потоку» он пока не готов отвечать.
Уже построенные мощности «Южного потока» по-прежнему можно будет использовать в рамках реализации нового проекта южного трубопровода, отмечают аналитики «Уралсиб Кэпитал». Однако «Газпром» может списать часть из уже потраченных на проект $4,7 млрд и еще больше сократить дивиденды за 2014 год и, возможно, за 2015 год, говорится в отчете инвестокомпании.