Общество, 03 дек 2014, 00:25

«Азбука» для экономных

Читать в полной версии
Фото: Коммерсантъ

Оператор супермаркетов для гурманов «Азбука вкуса» запускает новую сеть «АВ маркет», которая будет работать практически в одной ценовой нише с «Ашаном». Премиальный сегмент невелик, объясняет ретейлер, к тому же покупатели начинают экономить: по данным ноябрьского исследования «Ромир», доля россиян, отказывающих себе в некоторых продуктах питания, выросла вдвое.

От российского производителя​

Первые два магазина под вывеской «АВ маркет» в конце ноября открылись в подмосковных Одинцово и Ступино. «Эти супермаркеты будут работать с аудиторией, которая не ходит в классическую «Азбуку вкуса» или посещает ее эпизодически. Мы решили сфокусироваться на семьях, которые совершают не ежедневные покупки, а закупаются на целую неделю и приходят в супермаркет всей семьей», – пояснил РБК представитель ретейлера Андрей Голубков.

«АВ маркет» будет стилизован под рынок с прилавками, даже торг станет возможен: размер скидки определится объемом приобретенных товаров. Площадь новых супермаркетов составит около 2 тыс. кв. м, ассортимент будет включать 18–25 тыс. наименований товаров, из них более 50% – так называемый фреш – фрукты, овощи, на непродуктовые позиции будет приходиться 15%. Новые торговые точки будут располагаться недалеко от автомобильных трасс и рядом с жилыми массивами.

Средний чек в «АВ маркетах» окажется почти вдвое ниже, чем в классических «Азбуках вкуса» – 800 руб. против 1500 руб., акцент будет сделан на товары российских производителей.

«Премиальный сегмент конечен, он не очень велик, а рынок довольно насыщен. Нигде в мире нет такого количества премиальных – или считающих себя премиальными – магазинов в одном городе», – говорит гендиректор другого премиального фуд-ретейлера «Глобус Гурмэ» Андрей Яковлев.

На 2015 год запланировано открытие еще как минимум пяти «АВ маркетов» – в Жуковском, Электростали, Раменском, Дмитрове и Воскресенске, их общая торговая площадь составит 10,59 тыс. кв. м. Эти магазины «Азбука вкуса» летом выкупила у бывшего франчайзи голландской Spar: они не соответствовали ее традиционным магазинам ни по площади, ни по расположению, объясняет Голубков, поэтому для них был придуман новый бренд.

В сделку тогда вошел складской комплекс (6 тыс. кв. м в собственности) и фабрика-кухня. По оценке старшего аналитика Райффайзенбанка Натальи Колупаевой, вся покупка могла обойтись ретейлеру примерно в $100 млн. Источник в «Азбуке вкуса», не называя конкретной суммы, утверждал, что сеть заплатила меньше.

«Как малолитражки Jaguar»

«АВ маркет», по сути, окажется в одной ценовой категории с гипермаркетами «Ашан» и «Зелеными перекрестками», средний чек в которых составляет около 850 руб., говорит аналитик инвесткомпании RMG Артем Кислюк.

Гендиректор агентства INFOLine Михаил Бурмистров подсчитал, что в классических «Азбуках вкуса» примерно 12% всех наименований продукции оказалось в так называемом санкционном списке (правительство РФ 7 августа опубликовало список продуктов, запрещенных к ввозу в Россию на год, – в него вошли товары из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии, включая колбасы, сыры, рыбу, овощи, фрукты).

На долю премиум-сегмента на розничном рынке Москвы приходится только 3,5%, в Московской области – примерно 2,8%, отмечает Бурмистров, в денежном выражении столичный премиальный рынок оценивается в 190 млрд руб. В этой же нише работают, например, «Глобус гурмэ» и «Алые паруса». Доля «Азбуки вкуса» в этом сегменте в Москве и Московской области в 2014 году превышает 53%, увеличившись по сравнению с 2013 годом на примерно 6 процентных пунктов.

По данным ноябрьского исследования «Ромир», 19% россиян вынуждены отказывать себе в некоторых продуктах питания, и эта цифра выросла более чем в два раза по сравнению с 2012 годом – тогда таких потребителей было всего 8%. Также снизилось количество тех, кто оценивает свой доход как достаточный, чтобы не экономить ни на чем: с 15% до 7% (см. инфографику).

Для премиальных брендов переход в демократичный сегмент – это опасность: может случиться так, что покупатели перестанут ассоциировать сеть с премиум-классом и уйдут к конкурентам, добавил он: «Это как если бы Jaguar начал выпускать малолитражки».

Экономика падает, но премиальный сегмент страдает гораздо меньше, спорит партнер Strategy Partners Виталий Вавилов: доля продуктов в расходах среднего москвича составляет всего 20%, а у обеспеченных людей и того меньше – порядка 10–15%, поэтому на них много не сэкономишь, считает он.

«Азбука вкуса» (управляющая компания – ООО «Городской супермаркет») была основана в 1992 году. По состоянию на 2 декабря 2014 года владела 77 супермаркетами «Азбука вкуса», тремя минимаркетами АВ Daily, двумя супермаркетами «АВ Маркет» и тремя специализированными винными магазинами «Энотека». Продажи по итогам 2013 финансового года (закончился 31 марта) составили 32,5 млрд руб. без НДС. Совладельцами ретейлера являются его сооснователи Максим Кощеенко и Олег Лыткин (чуть более 50%), 6,9% принадлежит менеджерам сети, остальное делят бывшие собственники Экспобанка Андрей Вдовин, Павел Масловский и Питер Хамбро. До лета 2014 года примерно 11% «Азбуки вкуса» контролировал Кирилл Якубовский – его долю выкупили Вдовин, Масловский и Хамбро на деньги Millhouse Романа Абрамовича и Invest AG Александра Абрамова. Абрамович и его партнер могли получить часть «Азбуки вкуса» в качестве залога по кредиту.

Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Привычка побеждать убивает оригинальность. Вот что ее развивает
Pro
10 сигналов, что вас хотят тихо уволить
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе