Покупка Jaguar и Land Rover дорого обойдется индийцам
Однако большинство аналитиков отмечают, что эти две роскошные автомобильные марки могут создать множество проблем третьему по величине в Индии автопроизводителю, который до последнего времени специализировался на автомобилях экономкласса.
"Около 10-12 лет назад эта компания специализировалась исключительно на производстве грузовиков и автобусов. Однако теперь Tata всерьез занялась производством легковых автомобилей. Вполне возможно, что она не справится еще и с автомобилями премиум-класса", - отмечает управляющий J.D. Power Asia-Pacific Мохит Арора. А инвесторы компании полагают, что Tata должна сосредоточится исключительно на индийском рынке и продвижении автомобиля Nano, который считается самым дешевым автомобилем в мире, поскольку для рынка премиум-сегмента у компании элементарно не хватает опыта.
После того как индийский автопроизводитель заявил о своем намерении приобрести британские активы Ford, международные рейтинговые агентства Moody's Investors Service и Standard & Poor's отметили, что подумывают понизить рейтинг компании. "Несомненно, эта покупка – очень серьезный шаг. И вполне возможно, что у Tata не хватит финансов и опыта, чтобы производить эти роскошные марки, - полагает аналитик S&P Аншукант Танейа. - Причем в самое ближайшее время из-за этих брендов компания может понести убытки".
Более того, эксперты говорят и о том, что сейчас не самое лучшее время для заключения такого рода сделок, поскольку кредитные рынки до сих пор не могут оправиться от августовского кризиса кредитов уровня subprime. Tata Motors также до сих пор борется с жесткой конкуренцией на внутреннем рынке и с резким ростом производственных расходов. Например, в ближайшие три года компания планирует увеличить капитальные затраты примерно на 3 млрд долл. "Но помимо непростой финансовой ситуации, компания также может столкнуться с острой нехваткой рабочей силы. В конечном итоге эта сделка может принести индийскому автопроизводителю лишь убытки", - полагает независимый консультант Ашвин Чотаи.
Напомним, что британские активы Ford были выставлены на продажу в июне 2007г. в связи со стремлением корпорации сосредоточиться на своем основном автомобильном бизнесе под маркой Ford, который переживает кризис, особенно в США. На покупку брендов Jaguar и Land Rover, которые аналитиками Merrill Lynch были оценены в общую сумму 1,5 млрд долл., помимо Tata Motors, претендовал и его индийский конкурент Mahindra & Mahindra, объединившийся с инвесткомпанией Apollo.
Ford приобрел Jaguar в 1989г. за 2,5 млрд долл., а Land Rover - в 2000г. за 2,75 млрд долл. На заводах этих компаний трудятся около 16 тыс. человек, главным образом в Великобритании. Как отмечают эксперты, в настоящее время британское автомобильное производство переживает кризис, что связано главным образом с высоким курсом национальной валюты, большими накладными расходами и крупными затратами на обязательные экологические программы.