Зарубежный ресурс «Роснефти»
Британская ВР, которая скоро будет владеть около 20% акций «Роснефти», не успеет предложить своих представителей в новый совет директоров. Но за нее это решило сделать российское правительство, номинировав от своего имени главу ВР Роберта Дадли. Впервые в госкомпании в качестве независимых директоров могут оказаться старший советник инвестиционной компании KKR Джон Мак, а также Дональд Хамфриз, 36 лет проработавший в ExxonMobil.
Согласно распоряжению правительства глава британской BP Роберт Дадли выдвинут в совет директоров «Роснефти». Всего на девять мест в совете директоров предложено девять человек, в том числе четверо независимых. Список в июне будет вынесен на утверждение акционерам «Роснефти» на годовом собрании.
О том, что г-н Дадли может войти в совет директоров госкомпании, источники РБК daily рассказывали в конце прошлого года. Британская ВР сейчас владеет 1,25% акций «Роснефти». После того как будут закрыты две сделки («Роснефть» купит долю ВР в ТНК-ВР, а ВР докупит 5,66% акций госкомпании), доля британцев увеличится до 19,75%. Это даст ей право иметь двух представителей в совете директоров «Роснефти».
Представитель ВР говорит, что компания приветствует решение государства номинировать Роберта Дадли на пост директора еще до завершения сделок. «Это подтверждает, что они состоятся», — отмечает он. По его словам, в дальнейшем вопрос о выдвижении второго представителя ВР будет решать в рабочем порядке. ВР, владея более 10% акций «Роснефти», сможет инициировать созыв внеочередного собрания акционеров для переизбрания совета директоров.
Так как Роберт Дадли номинирован от государства, его самостоятельность в совете будет ограничена. Он, как и все госпредставители, должен будет голосовать по выданным директивам.
В списке кандидатов от государства также оказались входящие в действующий совет директоров вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов (председатель совета), глава «Роснефти» Игорь Сечин, замглавы госкорпорации «Ростехнологии» Дмитрий Шугаев. В совет директоров может вернуться глава ВТБ Андрей Костин, который вышел из него в 2012 году.
В качестве независимых директоров вновь предложены управляющий директор Nord Stream AG Маттиас Варниг и вице-президент Российской академии наук Николай Лаверов. В список вошли также два новых независимых кандидата — это старший советник компании KKR & Co Джон Мак и Дональд Хамфриз (его должность в распоряжении правительства не указана).
Джон Мак почти 30 лет проработал в Morgan Stanley. Он обладает большим опытом в сделках M&A, у него хорошие связи в США, Китае, Латинской Америке, рассказал РБК daily один из бывших топ-менеджеров Morgan Stanley. «Роснефти» он может помочь заключать оптимальные сделки не только в России, но и за рубежом. «Вероятно, он нужен компании, чтобы для госкомпании открывать разные двери», — предполагает собеседник. Джон Мак несколько раз посещал Россию и лично знаком с Райром Симоняном (тоже выходец из Morgan Stanley, сейчас — финансовый советник Игоря Сечина).
В финансовом мире он получил прозвище Мак-Нож за агрессивную политику срезания расходов. Джон Мак — специалист по оптимизации издержек, а у «Роснефти» много крупных инвестиционных проектов и предстоит интеграция активов ТНК-ВР, говорит аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. Но ему будет сложно применить западный опыт к российским реалиям. Например, вряд ли «Роснефть» пойдет на сокращение избыточного персонала на НПЗ.
О четвертом иностранном директоре — Дональде Хамфризе известно, что ему 64 года. 1 февраля он официально ушел с поста вице-президента и главного финансового директора компании ExxonMobil, в которой он проработал 36 лет. ExxonMobil — один из партнеров «Роснефти», а г-н Хамфриз неформально может представлять ее интересы, давать консультации, касающиеся деятельности Exxon, считает начальник аналитического отдела ИК «Универ Капитал» Дмитрий Александров.
В ExxonMobil и «Роснефти» отказались от комментариев.