Общество, 04 мар 2013, 01:02

Оставили без скидки

Читать в полной версии
Фото: EPA

Совет директоров скидочного сервиса Groupon отправил в отставку своего основателя и гендиректора Эндрю Мэйсона. Увольнение случилось после того, как сервис опубликовал слабые финансовые результаты по итогам четвертого квартала. Эксперты отмечают, что менеджмент некогда самого быстрорастущего стартапа уделял слишком много внимания расширению бизнеса, забыв о том, что тот должен приносить прибыль.

«После четырех с половиной насыщенных и прекрасных лет на посту гендиректора Groupon я решил, что хочу больше времени проводить со своей семьей. Шучу — меня сегодня уволили. Если вас это удивляет, вы не следили за развитием событий», — написал Мэйсон в своем сообщении коллегам.

Отставка Мэйсона состоялась через день после того, как компания опубликовала слабые финансовые результаты за четвертый квартал прошлого года. Сервис принес убыток 81,1 млн долл. против убытка 65,4 млн долл. годом ранее. Выручка выросла на 30%, с 492,2 млн до 638,3 млн долл.

Пока Мэйсону будут искать замену, исполнять его обязанности будут зам­пред правления компании Тэд Леонсис и председатель совета директоров Эрик Лефкофски. Ни один из нынешних членов совета директоров не будет рассматриваться в качестве кандидатуры на пост гендиректора. Более того, компания намерена привлечь рекрутинговую фирму для поиска нового главы, пишет Reuters. В качестве одного из возможных кандидатов на освободившийся пост называют нынешнего операционного директора Кэла Рамана. Однако компания скорее предпочтет стороннего кандидата с опытом руководства крупной глобальной компанией из сектора электронной торговли.

Скидочный сервис Groupon был запущен в ноябре 2008 года. В 2010 году компанию хотел купить интернет-гигант Google за 6 млрд долл. Мэйсон отверг щедрое предложение и вместо этого в 2011 году вывел компанию на биржу. Капитализация компании составила тогда 16,5 млрд долл., тогда как сейчас она не достигает и 3 млрд долл.

«Сервис рос слишком быстро, и менеджмент перестал заботиться о прибыльности бизнеса», — цитирует Bloomberg аналитика Sterne Agee & Leach Арвинда Батью. «В руководстве считали, что их основной клиент — это покупатели скидок Groupon. Однако они ошиблись, это продавцы», — сказала аналитик Forrester Research Сухарита Мульпуру. Многие мелкие предприятия обвиняли в своем банкротстве именно Groupon: пытаясь завлечь скидками новых клиентов, они работали себе в убыток.

Недоверие инвесторов только усилилось из-за того, что с IPO Groupon несколько раз исправляла свою финансовую отчетность. Последний раз компания заявила, что не сумела правильно просчитать собственные операционные расходы и построить адекватную модель возврата средств (недовольные клиенты могут вернуть компании купленные купоны и получить назад свои деньги). «Если вы не знаете, как управлять компанией, не делайте ее публичной. Оставайтесь частным бизнесом, потому что рынок жесток», — сказал аналитик B. Riley & Co Самит Синьха.

Сейчас Groupon старается диверсифицировать бизнес. Проект сервиса Groupon Goods, который предлагает клиентам приобрести товары со скидками, уже обеспечивает больше 50% выручки группы. Однако основную прибыль по-прежнему приносит сервис ежедневных продаж скидок.

Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины