Общество, 04 апр 2013, 01:00

3. Сообразим на троих

Даже самые крупные начиная порой сталкиваются с кризисом идей: приглашенные эксперты дают умные, теоретически выверенные, но ординарные и предсказуемые решения. В этом случае на помощь всегда может прийти "коллективный разум" - краудсорс-проекты.
Читать в полной версии
Фото: Depositphotos

Термин "краудсорсинг" был введен писателем Джеффом Хау и редактором журнала Wired Марком Робинсоном в 2006г. Менее чем за 7 лет идея нашли приверженцев едва ли не во всех странах мира, и даже крупные корпорации стремятся использовать эту методику в своей работе. Если говорить коротко, то краудсорсинг – это передача определенных произведенных функций неопределенному круг лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев.

В США и Японии уже появилось множество перспективных стартапов, работающих по принципу краудсорсинга, и мы решили рассказать вам о самых необычных, интересных и выгодных проектах.

В 2000г. в Чикаго бизнесмены Джек Николь и Якоб ДеХарт, имея на руках 1 тыс. долл., открыли веб-сайт по продаже футболок, аккумулировав усилия сетевых художников.

Каждую неделю на голосование выставляется около 1000 вариантов дизайна новых футболок, пользователи сами выбирают приглянувшийся им вариант. Через 7 дней голосование прекращается, а футболки пускают в производство и распространяют через сетевые магазины. Автор рисунка получает наличным 2 тыс. долл. и купон на покупку в Threadless на 500 долл., который он может обменять еще на 200 долл. наличными.

Казалось бы, малоперспективный магазин вырос в огромную сеть, сотрудничающую с Dell, Apple, UNICEF. В 2004г. выручка фирмы составила 1,5 млн долл., в 2006г. она подскочила до 6,5 млн долл., а к концу 2000-х гг. прибыль равнялась уже 10 млн долл.

Похожую стратегию работы выбрала и японская мебельная компания Muji, создающая предметы интерьера по макетам художников. Пользователи могут заказать несуществующий товар, и если спрос превысит определенную цифру, продукт запускают в производство. Эта хитрость позволяет избежать убытков.

Одним из самых интересных американских стартапов стоит считать проект InnoCentive, созданный в 2001г. Этот венчурный фонд приглашает независимых ученых принять участие в решении задач, которые ставят крупные корпорации, такие как Procter&Gamble, DuPont и BASF.

С 2001 по 2005гг. было проанализировано 166 проблем, в решении задач участвовали 80 тыс. ученых из 150 стран мира, найти ответы удалось на 49 вопросов, притом что над многими из них бьются огромные команды ученых из ведущих университетов мира. Исследователи, предложившие лучшие идеи, получили денежное вознаграждение в размере от 10 до 100 тыс. долл.

Не все краудсорс-проекты ставят целью извлечение прибыли, о чем свидетельствует хотя бы Wikipedia, которая также работает по принципу "коллективного разума" и кооперации неопределенного числа участников. По аналогичной схеме действует и проект NASA ClickWorkers.

Порой краудсорс-проекты позволяли решать просто немыслимые задачи. Так, несколько лет назад благодаря web-художникам удалось построить модель фермента, разрушающего белок вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), хотя над этой задачей химики бились десятилетиями.

Для решения задачи ученые из американских вузов создали игру FoldIt ("Сверни это"), где пользователям предлагалось собрать молекулу из имеющихся элементов. В течение трех лет команды web-художников из разных стран пытались верно расположить элементы. После того как им удалось точно разместить все атомы и соединить вещества в нужном порядке, вакцина была запущена в производство.

В России также действуют краудсорс-проекты, самым известным и масштабным из которых является стартап Witology. Идея была придумана социологом Александром Ослоном и айтишником Сергеем Кареловым в 2008г.

Авторы исходили из того, что в XXI веке человечество попытается перейти к принципиально новому пути создания, распространения и освоения знаний. Инвесторами проекта стали группа ОНЭКСИМ и группа "Спутник", на первом этапе в компанию вложили 5 млн долл.

Pro
Как часто компании подставляют друг друга — исследование
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Чудо Сингапура. Как за полвека сделать страну одной из богатейших в мире
Pro
Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов