Общество, 04 мая 2011, 16:17

Топливного кризиса в Москве не будет, но бензин подорожает

Эксперты не ожидают прихода бензинового кризиса в Москву. "Не думаю, что Москве грозит бензиновый кризис, так как правительство активно следит за ситуацией и предпринимает ряд мер по восстановлению и наращиванию предложения нефтепродуктов на внутреннем рынке", - считает аналитик "Инвесткафе" Григорий Бирг.
Читать в полной версии

"С другой стороны, я не считаю, что меры предпринимаемые правительством решают проблему в долгосрочном периоде, так как дефицит произошел из-за особенностей налогового законодательства и постоянного сдерживания роста цен на бензин правительством и ФАС. Все это при стремительно растущих ценах на нефть сделало переработку (и так низкомаржинальный бизнес) и реализацию нефтепродуктов на внутреннем рынке гораздо менее выгодными для российских нефтяных компаний", - выразил обеспокоенность Г.Бирг.

Солидарен с ним и начальник аналитического отдела ФГ БКС Максим Шеин: "Мы не ждем крупномасштабного бензинового кризиса по нескольким причинам. Во-первых, увеличены экспортные пошлины на бензин, а это увеличит предложение на рынке. Во-вторых, как такового дефицита бензина нет. НПЗ в России работают не на полную мощность. В-третьих, правительство намерено пересмотреть налоговую политику в отношении нефтяных компаний. В-четвертых, цены на заправках должны вырасти, а это повлечет увеличение предложения ГСМ".

В Москве цены на бензин уже поднялись в среднем на 2 руб., а в Подмосковье - на 1,5. Г.Бирг считает, что рост цен на бензин в мае может составить более 10%. М.Шеин отмечает: "Арифметика здесь простая: 60% в цене бензина - это налоги, которые привязаны к мировым ценам на нефть. Стало быть, увеличение стоимости барреля нефти в Лондоне на 10% должно привести к росту цен на ГСМ в России на 6%".

Управляющий фондом "Финам Нефтегаз" Роман Беседовский рассказал, что уже в начале года можно было говорить о том, что средняя стоимость бензина в РФ будет расти более высокими темпами, чем в 2010 г. "По нашим прогнозам, с учетом таких факторов, как увеличение акцизов, высокий уровень мировых цен на нефть, ожидаемый уровень инфляции в 9,5%, а также программы модернизации на ряде отечественных НПЗ, розничная стоимость топлива по итогам текущего года может продемонстрировать прирост на уровне 30% к уровню конца 2010г. В принципе, пока нет значимых оснований для пересмотра обозначенных прогнозов, так как ситуация развивается в рамках наших ожиданий. Мы разделяем прогноз Минэнерго, согласно которому прирост розничной цены топлива в ближайшее время может составить около 5%", - пояснил Р.Беседовский.

Роман Беседовский напомнил о причинах бензинового кризиса: "Основная причина - сокращение объемов предложения бензина и дизельного топлива со стороны НПЗ, причем эта проблема характерна для большинства российских регионов. В условиях жесткого контроля за ценообразованием на рынке топливной розницы со стороны госрегуляторов ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании) более заинтересованы в использовании благоприятной внешней конъюнктуры на рынках нефти и нефтепродуктов, где давления на цены не оказывается. Показательны в этой ситуации данные Росстата, согласно которым прирост объемов экспорта нефти в феврале 2011г. составил относительно января более чем 20%. То есть крупные нефтяные компании таким образом компенсируют выпадающую в сетевой рознице маржу, в то время как АЗС, не относящиеся к ВИНК, а именно независимые АЗС, зачастую испытывают серьезные проблемы в сфере поставок топлива".

"Другая проблема - существенно возрос уровень спроса на топливо за счет начала посевной кампании и появления на дорогах так называемых подснежников. Помимо этого в ряде регионов в настоящий момент происходит модернизация оборудования НПЗ, что оказывает давление на объемы производства нефтепродуктов в РФ и, как следствие, толкает цены вверх. Имеет влияние на цены, правда, в несколько меньшей степени, "сырость" схемы биржевой торговли нефтепродуктами", - добавил Р.Беседовский.

Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски