Общество, 04 мая 2011, 15:56

Эксперты объяснили, почему стоит отменить техосмотр для личных авто

Эксперты объяснили РБК, почему стоит отменить техосмотр для личных авто, но оставить для транспортных средств, занимающихся массовыми перевозками.
Читать в полной версии

Глава всероссийского движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков считает, что процедура техосмотра в России потеряла свой первоначальный смысл: "Если причиной ДТП явилось неисправное техническое состояние автомобиля, то в настоящее время ответственность никто не несет. Несмотря на довольно жесткий контроль, который имеет место в некоторых регионах, все равно удается получить этот талон левым путем. В этой связи, фактически, это мероприятие превратилось в фикцию".

Поэтому В.Лысаков выступает за отмену техосмотра: "В некоторых странах нет техосмотра, и это не является причиной увеличения чрезвычайных ситуаций на дорогах. Другое дело, что в случае отмены техосмотра нужно повысить степень ответственности автовладельца за состояние его транспортного средства, поскольку автомобиль - это источник повышенной опасности".

По мнению главы движения "Свобода выбора", если автовладелец будет знать, что в случае ДТП по причине недостаточного технического ухода за автомобилем он будет нести страховую, фискальную и, возможно, уголовную ответственность, это заставит его ответственней подойти к обслуживанию машины. "Это будет служить мотивацией для регулярного обслуживания своего автомобиля, проведения профилактических работ, проверки, диагностики. Если будут правовые нормы выработаны, ответственность для владельца сформирована, то техосмотр отменят", - считает В.Лысаков.

Другой вариант облегчения жизни автолюбителей эксперт видит в прохождении техосмотра силами станций техобслуживания, где владелец регулярно обслуживает свой автомобиль: "Если он в течение нескольких лет проводит профилактические и ремонтные работы, замену расходников, замену жидкостей, тормозных колодок, то есть машина на учете и на контроле в этой станции техобслуживания, то эта станция техобслуживания может дать подтверждение в виде того же талона или некой диагностической карты, что автомобиль соответствует техническим нормативам. Тогда автосервис будет нести ответственность за техническое состояние автомобиля, поскольку это их клиент, они знают эту машину, они ее периодически проверяют".

Однако сам В.Лысаков полагает, что оптимальным бы оказался комплексный подход - отмена техосмотра для автомобилей, обслуживающихся в салонах, но обязательное прохождение этой процедуры через саморегулируемые организации для тех автовладельцев, которые обслуживают их самостоятельно, "в гараже у дяди Васи".

Также В.Лысаков уверен, что техосмотры для новых автомобилей нужно отменить: "Машина, сходящая с конвейера, машина, которая стоит достаточно больших денег, автоматически должна соответствовать определенным техническим нормативам. И ответственность в том случае, если автомобиль попал в аварию и создал аварийную ситуацию по технической причине, должен нести завод-изготовитель, на него надо переложить всю ответственность, а не на владельца, который уже заплатил огромные деньги и еще вынужден посещать пункты техосмотра, тратить время, нервы, деньги".

Исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников согласен, что от отмены техосмотров личных автомобилей количество ДТП не увеличится: "Если исходить из статистики дорожно-транспортных происшествий по РФ, да и вообще в мировом масштабе, то в результате технической неисправности во всем мире происходит примерно 1% ДТП. В России этот процент чуть больше, но цифра соизмерима. Все остальные ДТП связаны с человеческим фактором, поэтому в аварийности у нас виновато не техническое состояние автомобилей".

Однако Ю.Свешников видит необходимость в ином подходе к проверке состояния транспорта, используемого для массовой перевозки пассажиров. "Например, такси в день пробегает по Москве 300-350 км, ни один личный автомобиль столько по Москве не проходит. Автобусы, такси, междугородние автобусы - для них должен быть какой-то особый режим, который бы подтверждал их техническое состояние. Может, в рамках лицензионных требований установить некую периодичность технического осмотра. Сегодня для автобусов два раза в год установлен техосмотр. Для такси по новому 69-му федеральному закону, который президент подписал, там тоже два раза в год предусмотрено прохождение техосмотра, потому что это массовые перевозки пассажиров", - уверяет он.

"У меня такое отношение: если это личный автомобиль, наверное, надо сделать в пределах тех гарантийных норм, которые завод изготовитель дает, а для тех транспортных средств, которые занимаются массовыми перевозками пассажиров, нужно особый порядок предусматривать", - резюмировал Ю.Свешников.

Напомним, что с инициативой отменить техосмотр или сделать его беспроблемным для граждан 28 апреля выступил президент России Дмитрий Медведев. Также он предложил изъять техосмотр из компетенции МВД, чтобы он проходил в заявительном ключе. Д.Медведев дал поручение к 1 июля подготовить предложения о существенном упрощении процедуры.

Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР