Общество, 04 июн 2013, 01:04

Опасное изобретение

Читать в полной версии
Фото: rusnano.com

Стартап ростовского предпринимателя Юрия Осипенко оказался настолько успешным, что вскоре он стал партнером «Роснано». Но его же бизнес-партнеры сумели отстранить бизнесмена от созданного с нуля дела. Они организовали новую компанию, в которой активно используют патенты изобретателя. Сам потерпевший сейчас в больнице: за три года пребывания в СИЗО у него развилось несколько опасных заболеваний.

В 2004 году изобретатель Юрий Осипенко создал группу компаний «Нотис», учредителями которой стали его родители, а также бизнес-партнеры А. Федорцов и С. Сумин. Спустя год предприниматель вместе со своим отцом открыл предприятие по выпуску энергосберегающего светодиодного оборудования под маркой «Церс». К 2006 году производство расширилось и превратилось в группу компаний «Церс». Ее соучредителями стали мать бизнесмена и Сумин. Позднее во главе ряда компаний группы встал В. Кузенко (после того как перенесший инфаркт отец Осипенко не смог управлять ими), а службу безопасности всей группы возглавил экс-начальник уголовного розыска Новочеркасска и криминальной милиции Ростова-на-Дону Я. Цимбер.

Бизнес развивался стремительно. К 2008 году компания Юрия Осипенко получила сертификацию, патенты на изобретения, диплом «100 лучших товаров России» и множество других наград. Она стала резидентом свободной экономической зоны в Зеленограде и первой из отечественных компаний приняла участие в международной выставке светового оборудования в Дубае.

Но в том же году против одного из бизнес-партнеров предпринимателя, Федорцева, возбудили уголовное дело по статьям «Присвоение или растрата» (ч. 4 ст. 160 УК) и «Мошенничество» (ч. 4 ст. 159 УК). Его подозревали в хищении денег у потребсоюза «Инвестор-98», руководителем которого он являлся. У след­ствия возникли вопросы и к Осипенко: правоохранители пытались проверить, существует ли между компаниями «Инвестор-98», «Нотис» и «Церс» какая-либо экономическая связь. Ее не нашли. «Осипенко действительно не имел никакого отношения к «Инвестору-98», — говорит председатель московской коллегии адвокатов «Мове» Лариса Мове. В результате Юрий Осипенко проходил по делу в качестве свидетеля, при этом его активно консультировал бывший правоохранитель Цимбер, следует из правового заключения г-жи Мове.

События стали стремительно развиваться в 2009 году, когда «Церс» пригласили работать с «Роснано» (председатель правления — Анатолий Чубайс). Почти в то же время Юрию Осипенко предъявили обвинение по той же статье, что и экс-напарнику Федорцеву, — «Присвоение или растрата», якобы изобретатель тоже участвовал в хищении. Судебное производство велось с нарушениями: в ряде документов фигурировали устаревшие паспортные данные Осипенко, а некоторые доказательства по делу исчезли, говорится в заключении. В отношении бизнесмена была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.

В марте 2010 года следователь СЧ ГСУ при ГУВД Ростов­ской области А. Гонтарев возбудил против Юрия Осипенко уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей «Легализация и отмывание денежных средств» (ч. 4 ст. 174.1 УК). Примечательно, что практически в то же время Сумин, Кузенко и Цимбер создали компанию «Интессо». Руководителем проектов в ней стал Кузенко, а в состав учредителей вошел сын Цимбера.

По словам сестры обвиняемого Оксаны Осипенко, весь бизнес ее брата был переведен на бывшего партнера под предлогом, что только таким способом ему можно помочь. Теперь 100-процент­ным владельцем «Церса» является Сумин (ранее владел долей 50%). Он же приобрел у матери Осипенко 76-процентную долю в ООО «Церс Технолоджи». А вновь образованная компания «Интессо» стала вовсю пользоваться патентами Юрия Осипенко, говорится в правовом заключении г-жи Мове.

После того как к делу был привлечен бывший гендиректор ЗАО «Донгаздобыча» Виталий Пономарев, давление на род­ственников Осипенко ослабло. По словам Пономарева, в прошлом компания сталкивалась с аналогичной ситуацией. Рейдерский захват бизнеса Осипенко организовали те же люди, уверен он. До представителей ГУ МВД России по Ростовской области на момент подписания номера в печать дозвониться не удалось.

В июне 2010 года Юрия Осипенко заключили под стражу, но уже в июле его уголовное преследование прекратили за отсут­ствием доказательств. Несмотря на это, предприниматель до сих пор находится в заключении. Сейчас он в больнице: за три года в условиях СИЗО у него развились хронический пиелонефрит, панкреатит, гастрит, гепатит и другие заболевания.

Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике