Общество, 04 июн 2015, 00:25

Деньги под присмотром

Читать в полной версии
Фото: Олег Яковлев/РБК

Можно ли разбогатеть, установив контроль над расходами? Пример Михаила Попова показывает, что да — если сделать и продать соответствующий сервис.

Сбережения в деле

Идея создать сервис для учета личных финансов пришла Михаилу Попову в 2004 году, когда он был топ-менеджером в «Трансазия лоджистик» — крупной торговой компании в Краснодарском крае. В то время по­явилось много банков, вспоминает Попов, предлагавших разные продукты. Он начал активно пользоваться банковскими картами, оформил ипотеку, взял потребительский кредит. Вопрос, как структурировать расходы и не запутаться в выплатах, становился все острее. «В 2005 году я на листочке бумаги нарисовал, как это должно было выглядеть: как все данные из всех банков агрегируются в одном месте, что дальше делается», — вспоминает Попов в интервью РБК.

К воплощению своих идей он приступил только в 2009 году, когда собрал команду из трех человек. К концу года команда запустила первый прототип Easy Finance. На  запуск Попов потратил собственные деньги, накопленные за более чем десятилетнюю карьеру, около $100 тыс.

Сервис изначально был задуман как личный планировщик финансов с перспективой интеграции с банками. «Рядовой клиент воспринимает банк только как возможность получения и перевода денег, а все, что связано с его личными финансами, он решает как-то по-другому, — считает Попов. — Он не видит в банке партнера, который помогает ему управлять деньгами».

Главная проблема большинства сервисов по учету расходов — необходимость ручного ввода своих трат. «Клиенту важно, чтобы сервис мог автоматически забирать данные из банка и анализировать их, а этого большинство программ не предлагает, поэтому подобным сервисам сложно удержать клиента в долгосрочной перспективе, — рассуждает гендиректор агентства Markswebb Rank & Report Алексей Скобелев. — Больше денег у человека не становится, экономить ему сервис тоже не очень помогает — и через несколько месяцев пользователю становится просто неинтересно».

Создатель Easy Finance попытался сразу сделать продукт, который бы автоматически собирал данные по тратам, правда, для этого пользователь должен использовать банковские карты и меньше платить наличными. «Все расходы будут разложены по категориям, приложение даст советы по оптимизации трат», — объясняет Попов. До недавнего времени к Easy Finance можно было подключить карты крупных российских банков — Альфа-банка, ВТБ24, Citibank и Сбербанка, но сейчас эта опция не работает. Попов утверждает, что это связано с перенастройкой системы: в конце лета опция вернется, но уже с участием 40 банков.

За первые три года, когда сервис работал только на компьютерах, он приобрел всего 50 тыс. клиентов. Попов не тратился на продвижение, оттачивая продукт. В 2012 году он решил полностью посвятить себя новому бизнесу.

За 2012–2014 гг. число пользователей Easy Finance выросло в пять раз и сейчас составляет свыше 250 тыс. человек, из них 140 тыс. используют сервис как минимум раз в месяц (либо мобильное приложение, либо web-версию).

Доходные расходы

Попов говорит, что в 2014 году сервис получил выручку в 38 млн руб. Деньги приносят платные пользователи, реклама и банки.

Платных пользователей у Easy Finance сейчас 5,6 тыс. «Их число растет, особенно в последнее время: кризис многих подтолкнул к тому, чтобы задуматься о планировании расходов», — рассказывает бизнесмен. По его словам, подписка приносит около 0,8 млн руб. выручки в месяц. Самый популярный тариф — на два года со скидкой и предоплатой (1700–2300 руб. в год в зависимости от функционала).

Еще около 0,8 млн руб. в месяц Easy Finance зарабатывает на рекламе, говорит Попов, но на какой именно, не рассказывает. Согласно медиакиту Easy Finance, стоимость размещения рекламного баннера на портале составляет от 30 до 80 тыс. руб. за неделю. Рекламный пост в группах сервиса в соцсетях стоит 7 тыс. руб. (во «ВКонтакте» и в Facebook на Easy Finance подписано чуть более 18 тыс. человек). Рассылка электронных писем по базе пользователей Easy Finance обойдется в 35 тыс. руб.

Основной источник доходов для сервиса — сотрудничество с банками, утверждает Попов: в прошлом году оно принесло 50% выручки (около 19 млн руб.).

В конце 2013 года Easy Finance разработала планировщик личных финансов для банка «Русский стандарт», который был встроен в систему интернет-банка. Сервис автоматически учитывает операции по банковским картам и счетам и на этой основе анализирует финансовое состояние клиента. Кроме того, как и основная программа Easy Finance, он позволяет вручную добавлять неучтенные траты и операции, проведенные по картам других банков, а также ставить финансовые цели и вести календарь. Сервис заработал в сентябре прошлого года.

В «Русском стандарте» подтвердили сотрудничество с Easy Finance, но ее сервис считают небольшой «настройкой» в общей системе. «Easy Finance для нас небольшой IT-партнер, услугу которого купили», — заявил РБК вице-президент «Русского стандарта» Артем Лебедев. Сумму сделки ни одна из сторон не раскрывает. Скобелев из Markswebb Rank & Report отмечает, что стоимость может отличаться на порядки в зависимости от функционала: «Если нарисован только «пирог расходов», то он стоит дешево, а если это комплексная система, которую банк заказывает с нуля, то она обойдется в сотни тысяч долларов».

Попов говорит, что Easy Finance ведет переговоры об интеграции сервиса в интернет-банки еще нескольких кредитных организаций, но называть их отказывается.

Банкам внедрение PFM-сервисов приносит ощутимую пользу. Например, клиенты, ставшие пользователями PFM-сервиса «Мои расходы», внедренного Альфа-банком, снимают наличных на 10% меньше, а их активность в интернет- и мобильном банке выше на 8%, рассказала начальник отдела развития и инноваций интернет-банка Альфа-банка Юрия Чернышева. Однако даже в этом случае интеграция со сторонними PFM-сервисами мало привлекательна для банков, считают эксперты. «Небольшие банки будут в лучшем случае пользователями white-label-решения, а крупные банки с большими клиентскими базами будут работать над подобными сервисами своими силами», — считает директор по маркетингу Связного банка Антон Гольцман. Банки просто не заинтересованы в таком сотрудничестве, убежден Скобелев: «Зачем банку делиться информацией с кем-то на стороне?»

Портрет на фоне конкурентов

Среди российских конкурентов Easy Finance чаще всего называют CoinKeeper и «Дзен-мани».

По открытой статистике Google Play общее количество установок CoinKeeper находится в диапазоне 50–100 тыс., Easy Finance — 10-50 тыс., «Дзен-мани» — 1–5 тыс. AppStore, как известно, своей статистикой не делится. «Независимые исследования по сегменту PFM мне неизвестны», — говорит Василий Мещеряков, основатель сервиса CoinKeeper. В своей работе он ориентируется на рэнкинги скачивания приложений в Google Play и AppStore, которые предоставляет аналитическая компания App Annie. Выборочное изучение этих данных показывает, что по скачиваниям Easy Finance сейчас сильно уступает конкурентам: в верхней части рэнкинга в разделе «Финансы» в Google Play и AppStore находятся CoinKeeper, группа приложений «Деньги ОК» и «Дзен-мани». А Easy Finance — во второй сотне. «Попадание в топ-20 в разделе «Финансы» говорит о 300–500 установках в день, — рассказывает Мещеряков. — Нахождение во второй сотне указывает о десятках установок. В любом случае это никак не указывает на то, насколько активно люди пользуются сервисом и подписываются ли на его платную версию», — предупреждает он.

По данным самих сервисов, у CoinKeeper ежемесячная выручка от платных приложений выше, чем у Easy Finance, — 1 млн руб. против 0,8 млн руб., а у «Дзен-мани» — в разы ниже: 0,2 млн руб.

Попова невысокое положение в рэнкинге Google Play и AppStore не смущает: большинство новых пользователей регистрируется в сервисе через web-версию, объясняет он. Но и здесь Easy Finance не первая по популярности: по данным SimilarWeb, в апреле ее сайт посетило 310 тыс. человек, а сайт «Дзен-мани» — вдвое больше, 660 тыс. (CoinKeeper не имеет web-версии).

Попов с надеждой смотрит на восток. В ноябре 2014 года сервис Easy Finance стал одним из победителей конкурса StartmeupHK Venture Programme, который проводит правительство Гонконга. Команда сервиса сейчас переводит Easy Finance на английский язык и адаптирует к выходу на зарубежные рынки. По словам Попова, выход на рынок Гонконга запланирован на осень 2015 года. Однако и там ему, скорее всего, придется побороться за пользователей с российскими «коллегами по цеху»: CoinKeeper уже сейчас присутствует в мобильных интернет-магазинах Азии и даже в входит в топ-100 самых скачиваемых приложений некоторых азиатских стран.

Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
«Кэш-машины»: какие компании увеличат капитализацию рынка до 66% ВВП
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре