Частные аэропорты Москвы
Московскому авиаузлу (МАУ) не хватает 320—520 млрд руб. инвестиций и четвертого аэропорта (который позволит разгрузить три уже существующих). Чтобы найти деньги, государство не будет объединять аэропорты, а наоборот, их терминалы продаст, а государственное имущество отдаст в концессию частным операторам. Оценку приватизируемых госактивов планируется завершить к 1 сентября.
Нехватка четвертого аэропорта почувствуется в столице в 2017 году, рассказал по итогам вчерашнего совещания у президента министр транспорта Максим Соколов. «Конкуренция уже есть. Встречался с губернаторами Тверской и Владимирской областей, они предлагают отдать бывшие военные аэропорты под реконструкцию. Возможно, там целесообразно будет развивать лоукостеры». Будет ли четвертый аэропорт построен с нуля или реконструирован, в правительстве пока не определились.
Пассажиропоток в Московском авиаузле растет в среднем на 12% в год. Ожидается, что к 2030 году он увеличится до 180 млн человек (почти втрое больше, чем сейчас). Жесткий дефицит пропускной способности (135 млн человек) наступит в 2026 году, но ее нехватка начнет ощущаться уже в 2017-м, когда пассажиропоток достигнет 100 млн человек в год. Сейчас пропускная способность трех аэропортов составляет 144 млн пассажиров в год, а аэродромов — 119 млн пассажиров.
Всего же, по оценкам правительства, с учетом модернизации приаэродромной и транспортной инфраструктуры в развитие московских аэропортов надо вложить 320 млрд руб. (124 млрд ― на аэродромную инфраструктуру, 116 млрд ― на внешнюю железнодорожную инфраструктуру и 81 млрд ― на внешнюю автодорожную). Часть денег уже прописана в бюджетах разных уровней. В федеральном бюджете на модернизацию аэродромов МАУ предусмотрено 53 млрд руб. Инвестиции в терминалы не рассматриваются ― предполагается, что аэропортовые комплексы будут полностью переданы частникам. По оценке независимого консультанта (компании Vegas Lex), МАУ требуется гораздо больше — 520 млрд руб.
На развитие МАУ дополнительно потребуется 217 млрд руб., которые правительство планирует привлечь из внебюджетных источников. «Это те деньги, которые не заложены в ФЦП, и их предстоит изыскать во внебюджетных источниках», — уточнил РБК daily Максим Соколов.
В Белом доме уже определились, что все государственное имущество аэропортов: «земля, взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки — будут выведены из ФГУП, чтобы быть переданными в концессию», отметил Соколов. Чтобы контролировать деятельность концессионеров, будет создана единая координирующая госструктура, возможно, в форме АНО. «Объединять имущественные комплексы всех трех аэропортов или их акции не планируется, — сказал министр. — Но внутри каждого аэропорта бизнесы будут объединены под одним управлением. Центр прибыли должен быть сосредоточен в одной компании, чьи владельцы — российские юрлица и где мы бы понимали, кто бенефициары». Рассматривается вариант кредитования концессионеров на 20—30 лет из пенсионных накоплений под льготную ставку (инфляция плюс 1%).
Как быть с Домодедово (единственным частным аэропортом), пока непонятно. Если его владельцы откажутся играть по общим правилам, Белый дом будет искать «другие пути развития московского авиаузла». Важно, чтобы все площадки развивались по одному принципу.