Общество, 04 июл 2014, 01:25

Дума о пустых сенаторских местах

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Появление в верхней палате парламента 17 пустующих вакансий — мест для будущих президентских назначенцев — приведет к тому, что сенаторам придется принимать решения по законам большим числом голосов, чем сейчас. При нынешней дисциплине это несложно, но законодателям, возможно, придется менять регламент, а это повлечет обращения в Конституционный суд.

Закон о 17 членах Совета Федерации, которых назначает президент, принят парламентом, и после подписания президентом должен вступить в силу. Но первые сенаторы от главы государства появятся не сразу — скорее всего, через год или даже два, сказали два источника в администрации президента. Основная часть вакансий, по словам одного из собеседников РБК, может быть заполнена в 2016 году после выборов, когда многие политические тяжеловесы смогут отойти от оперативных партийных дел и пройдут изменения в исполнительной власти.

Но эта пауза с назначением президентских ставленников, как выяснил РБК, может привести к определенной юридической коллизии. Согласно Конституции (ст. 105) и регламенту верхней палаты парламента, решения Совета Федерации принимаются голосами половины (в случае обычных законов) или тремя четвертями (в случае конституционных) от общего числа сенаторов. Какое количество сенаторов считать общим в ситуации, когда есть 17 пустующих мест, еще предстоит решить — обсуждение этого вопроса начнется после вступления закона в силу, сказал РБК источник, близкий к руководству Совета Федерации.

Вопрос о кворуме и его зависимости от общего числа сенаторов действительно актуален и дискуссионен, сказал РБК зампред комитета по конституционному законодательству Константин Добрынин. Однако при нынешней высокой дисциплине в верхней палате большой проблемы он не составит, добавил сенатор.

Вариантов решения проблемы два, но каждый из них может стать поводом для обращения в Конституционный суд, говорит руководитель прокремлевского Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский. Можно не менять регламент, но тогда кворум для принятия решения составит не 86 из 170 голосов (именно столько сенаторов должно быть в верхней палате сейчас), а 94 — то есть более половины от потенциального числа членов Совета Федерации, объясняет он. Для принятия решения по конституционным законам потребуется еще большее число сенаторов, и такие завышенные требования могут не устроить самих членов Совфеда.

Второй вариант — прописать в регламенте, что решение принимается большинством от текущей фактической численности, говорит Бадовский, но в таком случае тем более может потребоваться толкование конституционности такой нормы регламента, поскольку в Основном законе говорится об общей численности.

В 1995 году Конституционному суду по запросу Госдумы уже приходилось давать толкование ст. 105. Из решения КС следует, что значительное число вакантных мест в Госдуме не является основанием для снижения кворума и говорить о фактическом числе депутатов нельзя. То есть решение должно быть принято более чем половиной от 450 депутатов вне зависимости от того, заняты ли все 450 мандатов. Особое мнение судьи КС Бориса Эбзеева о том, что нужно вычитать число фактически пустующих мандатов, было опубликовано, но не учтено большинством судей.

Закон о президентских сенаторах может стать поводом для целого ряда исков в Конституционный суд, включая вопрос о том, не нарушает ли он принцип разделения законодательной и исполнительной власти, считает собеседник, близкий к руководству Конституционного суда. По его мнению, проблема кворума разрешится тем, что сенаторы будут принимать решения большим числом голосов.

Совет Федерации принимает решения единогласно, поэтому проблема кворума для этой палаты парламента вообще неактуальна, говорит начальник юридической службы КПРФ депутат Вадим Соловьев. «Кто будет против голосовать, скоро сенатором перестанет быть, поэтому кворум может быть любым», — иронизирует коммунист.

Вопрос о кворуме ранее возник у самого Конституционного суда, а также у Верховного. В обоих случаях Госдума проблему решила — одобрила поправки, позволяющие президиумам высших инстанций принимать решения при наличии кворума в две трети судей, а не три четверти, как было раньше.

Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы