Общество, 04 июл 2014, 03:50

Microsoft нашла пиратов в каждом пятом российском магазине

В российской рознице каждый пятый продавец — пират, обнаружила Microsoft. Больше всего их на Дальнем Востоке, юге России и Северном Кавказе, меньше всего — в Петербурге и Новосибирске.
Читать в полной версии
Фото: Global Look Press

Почти в 20% российских магазинов "ловцам пиратов" из Microsoft предложили установить пиратскую программу на месте или посоветовали, как это сделать самому и где найти пиратские версии программ. Microsoft проводила исследование пиратства в рознице с октября 2013‑го по июнь 2014 года, представители компании под видом обычных покупателей посетили 3 тыс. магазинов в 94 городах России.

По сравнению с результатами аналогичного исследования, проведенного годом раньше, уровень пиратства вырос на 3,9%, считают в Microsoft, хотя продавать больше контрафакта не стали: теперь продавцы активнее подсказывают пользователям, где те могут скачать нелегальные копии в Интернете и как их нужно устанавливать на компьютере.

В Москве, по данным исследования, уровень пиратства падает третий год подряд: сейчас 19,5% продавцов консультируют покупателей по пиратским программам против 24,8% годом раньше. В Иркутске и Волгограде покупателям с контрафактом помогают в каждом третьем магазине. А меньше всего пиратов оказалось в Новосибирске (6,5%) и Санкт-Петербурге (7,8%). Самыми пиратскими регионами признаны Дальний Восток, юг России и Северный Кавказ.

Microsoft — один из самых активных борцов с пиратами, ведь для компании основной источник доходов — продажа операционной системы и других программ. За первый квартал 2014 года мировая выручка Microsoft составила 20,4 млрд долл., из них на продажи Windows, Office и другого ПО для домашних пользователей пришлось 4,3 млрд долл. (21% в выручке), для корпоративных клиентов — 10,3 млрд долл. (50,5%). По совместной оценке специалистов Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий, Института системного анализа РАН и Института социально-экономической модернизации, выручка Microsoft в России в 2013 году составила около 34 млрд руб. (около 1,06 млрд долл.).

У многих разработчиков софта отношение к пиратству сильно отличается от политики Microsoft. Например, Google зарабатывает львиную долю выручки на рекламе — и при поиске в Интернете, и при работе на мобильных устройствах под управлением системы Android, бесплатной для пользователей. Adobe, разработчик популярных программ для работы с изображениями, раньше активно боролся с пиратством в России. Но недавно он переключился во всем мире на продвижение облачных сервисов и сервисов по подписке, с помощью которых можно эффективно решить проблему пиратства: взломать эти сервисы намного сложнее. В результате в 2014 году Adobe практически свернул антипиратскую активность в России.

Пиратов не становится меньше, а вот число уголовных дел по статье "Нарушение авторских и смежных прав" снизилось с 6–7 тыс. в 2010 году до 1,5 тыс. в 2013‑м, говорит партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры" Роман Алымов. Даже в Москве, где растут доходы и люди перестают экономить на ПО, снижение числа уголовных дел связано с коррупцией в полиции: предприниматели предпочитают давать взятки проверяющим на месте вместо штрафов и похода в суд, объясняет Алымов. Коррупция чаще всего встречается в уголовных делах установщиков пиратского ПО, эти дела легче всего доказать в суде, объясняет руководитель департамента Adobe по противодействию пиратства в России и СНГ Игорь Слабых. В большинстве дел в роли ответчика выступают юрлица.

Денис Сивичев

Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России