Следователи пришли в Oriflame по "старому делу"
«Oriflame может подтвердить, что на прошлой неделе правоохранительные органы провели выемку документов в московском офисе компании, а также в логистическом центре компании в Ногинском районе (Подмосковья. — РБК). Это событие стало неожиданностью для компании, так как Oriflame максимально открыта к сотрудничеству», — сообщил РБК директор по корпоративным вопросам Oriflame в России и странах СНГ Сергей Большаков. По его словам, сотрудники полиции пришли с ордером, в котором причиной посещения значилось «осмотр места происшествия», копии ордера у компании не сохранилось.
Источники Интерфакса сообщили, что МВД провело выемку документов: по итогам их изучения может быть принято решение о возбуждении уголовного дела по ст. 199.2 Уголовного кодекса «Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере» (возможен штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. и даже лишение свободы на срок до шести лет).
Большаков уточнил лишь, что следственные действия связаны со старыми налоговыми претензиями. По его словам, налоговая проверка была начата еще в 2012 году — налоговиков интересуют отчисления компании за 2010 и 2011 годы, и все это время «компания предоставляет все запрашиваемые документы и дает необходимые пояснения».
«Несколько независимых российских и международных экспертов и консультантов подтвердили налоговую позицию Oriflame, которая соответствует действующему местному и международному законодательству и практике», — заявил представитель компании. Сообщить названия аудиторских компаний, обслуживающих Oriflame в России, Большаков отказался.
В ФНС отказались прокомментировать РБК дело, пояснив, что не имеют права этого делать, пока «не будут завершены судебные процессы». В базе данных Московского арбитражного суда исков к операционной «дочке» ООО «Орифлэйм Косметикс» обнаружить не удалось.
Источники Интерфакса утверждают, что компания могла намеренно занижать свои доходы, чтобы снизить налоговые отчисления: инспекторов удивило расхождение между данными компании в базе СПАРК и ее международной отчетностью. Как сообщило агентство, в 2010 году выручка «Орифлэйм Косметикс» возросла до 20 млрд руб., но убыток «по итогам последних пяти лет» составил 3 млрд руб. Одновременно, как отметил собеседник Интерфакса, отчеты шведской Oriflame свидетельствуют о росте финансовых показателей в России.
Так, по данным аудированного годового отчета Oriflame, ее выручка в России в 2012 году составила 460 млн евро, в 2013-м — 418,7 млн евро, прибыль на местном рынке не раскрывается. Общая выручка Oriflame в 2013 году составила 1,4 млрд евро, прибыль — 78,6 млн евро.
Следователи выяснили, сообщил Интерфакс, что почти всю прибыль с января 2008 по октябрь 2010 года российский офис Oriflame перечислил в Нидерланды под видом лицензионных платежей (роялти). Источник агентства заявил, что следователи считают это выводом средств. Кроме того, Oriflame заподозрили в завышении расходов на сделках со сторонними подрядчиками. В результате российский бюджет мог недополучить свыше 3 млрд руб. в виде налогов на прибыль и около 1,5 млрд руб. штрафов и пеней.
Из данных СПАРК следует, что компания ежегодно тратит почти всю российскую выручку по статьям расходов «на оплату товаров, работ, услуг» или «на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов». Что входит в эти статьи расходов, в компании не комментируют. Российская дочка ни разу не платила дивидендов материнской компании.
Получить комментарий в шведском офисе Oriflame в понедельник не удалось.
Анна Левинская
Налоговые споры иностранных компаний в России
Крупные глобальные компании нередко становятся предметом интереса органов фискального контроля на локальных рынках. С 2012 года тлеет налоговый скандал, связанный с британским подразделением Starbucks, которое подозревается в уклонении от уплаты налоговых пошлин. Несколько лет подряд компания декларировала убытки и получала обнуление налога на прибыль, при этом в презентации для инвесторов демонстрировала успешность на локальном рынке. Британские власти инициировали расследование, одна из версий, как компания могла показывать в отчетности убытки, — выплата роялти материнской компании.
А в прошлом году Еврокомиссия начала борьбу с размыванием компаниями налоговой базы: предложила внести коррективы в налоговую директиву 1990 года, которая позволяет компаниям, чьи «дочки» работают в разных странах ЕС, использовать различия в налоговых режимах для снижения налоговых выплат. Например, они могут переводить прибыль в материнские структуры в виде дивидендов без уплаты налогов.
В России также было несколько громких налоговых дел. В ноябре 2013 года российская «дочка» одного из крупнейших пивоваренных концернов AB InBev — «САН Инбев» — оспаривала претензии межрайонной инспекции №3 по крупнейшим налогоплательщикам на 300 млн руб. Налоговики предъявляли претензии к роялти, которые «дочка» выплачивала материнской компании за использование ноу-хау в производстве пива. «САН Инбев» удалось отбиться от налоговиков.
В 2011 году компания «СабМиллер Рус», «дочка» другого пивоваренного гиганта — SABMiller, дошла до Высшего арбитражного суда в споре с налоговой. Компания вернула себе 296 млн руб. налогов, которые пришлось выплатить одной из ее структур в 2007 году в связи с тем, что налоговики считали оплату роялти экономически неоправданными, не связанными с деятельностью, направленной на получение дохода, и понесенными в интересах иного юридического лица.
В апреле 2014 года российское подразделение «Бритиш Американ Тобакко» (БАТ) проиграло в Апелляционном арбитражном суде первое из серии налоговых дел, общие претензии по которым со стороны ФНС РФ оцениваются более чем в 335 млн руб. Налоговики считают, что «дочка» БAT неоправданно занижала налогооблагаемую базу за счет расходов на консультационные, информационные и управленческие услуги от штаб-квартиры в Лондоне.