Общество, 05 авг 2014, 00:04

Крах «Лабиринта»: почему туроператоры работают в минус

Причиной своего краха туроператор «Лабиринт» назвал вызванное ослаблением рубля снижение покупательской способности, негативную политическую и экономическую ситуацию, а также запрет силовикам выезжать за границу. Необходимо добавить: «Лабиринт» специализировался на Греции, традиционно самом проблемном летнем направлении, где туроператоры годами работают в убыток.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Россияне действительно стали меньше ездить в Европу, свидетельствует собранная РБК статистика. Так, в мае количество россиян, побывавших в Испании, снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2%, до 113,6 тыс. человек, в июне — уже на 14%, до 221,9 тыс. Отрицательная динамика уже несколько месяцев наблюдается по экскурсионной Финляндии: в мае, к примеру, российский турпоток в эту страну сократился на 26%, до 48,8 тыс. человек. Зафиксирован спад и на тех направлениях, где доля организованных туристов, то есть отправившихся за границу через турфирмы, традиционно невелика. В том же мае Германию посетили 89,6 тыс. россиян, что на 11% меньше, чем годом ранее. Во многом это, конечно, обусловлено резким ослаблением рубля.

Но явное снижение интереса к Европе вовсе не означает, что этот туристический сезон оказался полностью провальным. Самым массовым летним направлением для россиян была и остается Турция, а в эту страну турпоток продолжает расти. В мае он вырос на 14%, до 694,9 тыс. человек, в июне — на 17%, до 805,3 тыс. Тем самым из-за колоссальных объемов турецкого направления спрос на отдых за границей в целом не только не падает, а даже растет. Можно лишь говорить о перераспределении турпотока.

Именно Турция считалась в последние годы у российских туроператоров одним из самых успешных направлений. Его ключевые игроки не гнались за резким ростом объемов, а старались держать цены, что позволяло работать в плюс. Показательно, что прошлым летом рост российского турпотока в Турцию составлял, по данным ее министерства туризма, «скромные» 13—15% в месяц, а летом 2013-го он вообще не превышал 5—10%.

Иная картина наблюдалась в Греции. По итогам предыдущего сезона она на равных конкурировала с Испанией за второе место среди самых популярных летних направлений. Греческая статистика свидетельствует: в июне 2013-го турпоток из России вырос на 52%, до 232 тыс. человек, в июле — на 55%, до 270,7 тыс., в августе — на 43%, до 320,6 тыс. Для сравнения: число россиян, посетивших Испанию, в июне прошлого года выросло на 37%, до 257,8 тыс. человек, в июле — на 24%, до 251 тыс., а августе — на 31%, до 284,6 тыс.

Но увеличение греческого турпотока в среднем в полтора раза за лето никак не было оправдано экономически: общее количество россиян, имеющих возможность отдохнуть за границей, не растет такими темпами. Резкий скачок имел простое объяснение: в очередной раз заявив избыточное количество авиаперевозки, туроператоры вынуждены были искусственно стимулировать спрос, продавая туры ниже их себестоимости. В июне прошлого года, к примеру, стандартный тур в Грецию можно было купить примерно за 150 евро, хотя только себестоимость авиаперевозки составляет около 300 евро.

В последние годы на греческое направление каждый сезон выходил новый игрок, которому было важно за счет низких цен отвоевать свою долю рынка. В результате практически каждый год операторы греческого направления вынуждены были фиксировать убытки по итогам сезона. «Лабиринт» был одним из старожилов греческого направления.

Показательно, что накануне летнего сезона еще 2011 года от всех своих чартерных программ отказался туроператор «Мегаполюс», ранее также один из заметных игроков греческого направления. В 2007 году 80% в «Мегаполюсе» купил швейцарский турхолдинг Kuoni, после чего каждый год был вынужден фиксировать убытки своего российского подразделения. Фактический уход «Мегаполюса» с рынка его собственник тогда объяснил тем, что чартерные программы «предполагают недостаточный уровень рентабельности для покрытия соответствующих расходов в связи с жестокой ценовой конкуренцией».

Спустя три года рыночная конъюнктура, как свидетельствует ситуация с «Лабиринтом», не изменилась.

Сергей Соболев

Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Сауны и ледяные ванны: как разные температуры влияют на наш организм
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.