Общество, 04 авг 2015, 00:25

Это все пустое

Читать в полной версии
Фото: Коммерсантъ

Центральные торговые улицы Москвы продолжают терять арендаторов: в первом полугодии доля пустующих помещений, по оценке Colliers International, выросла до максимума за последние шесть лет и составила 11,8%.

Доля пустующих помещений растет

Средняя доля пустующих площадей на основных торговых улицах Моск­вы в начале этого года продолжила расти, говорится в исследовании стрит-ретейла Москвы за первое полугодие 2015 года, подготовленного международной консалтинговой компанией Colliers International. По данным Colliers, исторического максимума — 15% — вакантность достигала в середине 2009 года. Затем был всплеск интереса со стороны арендаторов, к первому полугодию 2012 года вакантность составила 3%, после чего снова стала расти.

На самой дорогой торговой улице Моск­вы, Столешниковом переулке, вакантность с начала года поднялась с 17 до 21%, на Тверской улице — с 10 до 12%.

Увеличение пустующих помещений в стрит-ретейле директор отдела аналитики Colliers International Олеся Дзюба объясняет тем, что арендаторы ищут более выгодные условия, и если не находят их «в помещениях торговых коридоров, переходят в торговые цент­ры». На рынок вышло большое количество новых торговых цент­ров, условия там сейчас более гибкие, поясняет она. В этом году в Москве были введены в эксплуатацию шесть крупных торговых объектов совокупной площадью 778 тыс. кв. м, и общий объем площадей в торговых центрах Москвы достиг 5,1 млн кв. м, подсчитывали консультанты в сфере недвижимости CBRE. Однако в том числе из-за резкого увеличения предложения вакантность в торговых центрах тоже растет. По данным Knight Frank, с начала года она выросла с 6 до 9,1%, писал РБК месяц назад.

Ставки стабилизировались

В целом вакантность на рынке Москвы растет, потому что прибыльность ретейлеров, особенно в непродуктовом сегменте, снижается, объяснял РБК руководитель отдела исследований и консалтинга «Магазина магазинов» Андрей Васюткин. Продолжающееся снижение потребительской активности плюс рост себестоимости продукции приводят к тому, что сети не готовы платить такие же арендные ставки, как раньше. Так, продажи одежды и обуви в прошлом году сократились на 8%, до 2,2 трлн руб., а в этом году рынок просядет еще не менее чем на 20%, прогнозируют аналитики Fashion Consulting Group.

Арендные ставки в стрит-ретейле с конца прошлого квартала не изменились, утверждают эксперты. «После снижения ставок аренды на 25–30% в первом квартале этого года мы отметили их стабилизацию во втором квартале», — говорит Олеся Дзюба. По данным Colliers, максимальные ставки аренды сейчас в Столешниковом переулке — до 225 тыс. руб. за 1 кв. м в год. Среди десяти самых дорогих улиц наименьшая арендная ставка на Новом Арбате — от 60 тыс. руб. за 1 кв. м в год.

Стабилизация ставок была связана с тем, что после нового года арендодатели начали переходить на их фиксацию в рублях, утверждают консультанты в сфере недвижимости JLL (Jones Lang LaSalle). Ранее арендные ставки фиксировались в долларах, и когда осенью 2014 года началась девальвация рубля, арендаторы торговых центров и помещений Москвы начали договариваться с арендодателями о снижении аренды в долларах, а затем о фиксации ее в рублях. По оценке Knight Frank, сейчас более 90% вакантных площадей формата стрит-ретейл сдаются в аренду по руб­левым ставкам.

Раньше собственники помещений в стрит-ретейле наотрез отказывались переходить на оплату аренды процентом с оборота, но в этом году, чтобы не потерять арендаторов, они начали рассматривать такую возможность, говорит Камлюк из Knight Frank: «Впервые в стрит-ретейле наблюдаются предпосылки к арендным ставкам в виде процента с оборота. На сегодняшний день сделок с такими условиями пока нет, но операторы рассчитывают в ближайшее время добиться таких условий аренды». По наблюдениям старшего консультанта отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Ирины Данилкиной, такие сделки в стрит-ретейле уже есть, но это пока единичные случаи. В торговых центрах рассчитывать арендный платеж в зависимости от товарооборота арендатора начали еще в прошлом году.

Дешевые наступают

В первом полугодии этого года наибольшее количество запросов на помещения в стрит-ретейле поступало от розничных сетей низкой ценовой категории, отмечает в своем исследовании Colliers International. В качестве примеров компания приводит сети магазинов с фиксированными ценами Fix Price и «Заодно», сеть магазинов косметики и парфюмерии «Подружка», обувную сеть «БашМаг».

«В текущей экономической ситуации многие потребители перешли на более доступный сегмент товаров, — объясняет Дзюба из Colliers International. — Сети низкого це­нового сегмента это почувствовали, потому и стали активно открываться». Однако такие сети в первую очередь интересуют не центральные торговые улицы, а спальные районы.

Многие сети магазинов, работающие в низкой ценовой категории, действительно имеют большие планы по развитию. Так, в презентации на сайте сети Fix Price, которая сейчас насчитывает более 1880 магазинов в России, указано, что к концу этого года сеть должна насчитывать 2300 точек, а к концу 2016 года — 2990 магазинов. Сеть «Заодно» сейчас насчитывает всего 57 магазинов, по данным сайта, в этом году ретейлер планирует увеличить сеть до 100 магазинов. Из прошлогодней презентации «Заодно», имеющейся в распоряжении РБК, следовало, что к 2020 году сеть вырастет до 750 магазинов. Амбициозные планы «Заодно» заинтересовали и богатейшего бизнесмена, по версии Forbes, Владимира Потанина. Как писал РБК на прошлой неделе, президент холдинга «Интеррос», совладелец «Норильского никеля» Владимир Потанин приобрел 38% сети.

Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
75% селлеров зарабатывают меньше ₽100 тыс. в месяц: что с маркетплейсами
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway