Общество, 04 сен 2006, 14:13

Монополизм вредит развитию газозаправочного бизнеса в России

Еще недавно колоссальные очереди на автомобильных газозаправочных станциях отвращали многих автовладельцев от идеи перевести своего четырехколесного друга на более дешевое и выгодное с разных сторон альтернативное топливо. Но времена меняются – растет сеть газозаправок, расширяется ассортимент современного газобаллонного оборудования, а безудержный рост цен на бензин заставляет многих руководителей автохозяйств и автолюбителей задуматься о переходе на сжиженный газ или метан.
Читать в полной версии

За последние несколько лет на 25-30% ежегодно увеличивается потребление природного газа автотранспортом, число автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) суммарной ежегодной проектной производительностью около 2 млрд кубометров газа в РФ увеличилось до 215. По данным Газпрома, в России более 50 тыс. автомобилей работают на природном газе. Другие источники указывают, их число составляет около 200 тыс. единиц. Но в любом случае это очень мало, учитывая, что в нашей стране более 30 миллионов автомобилей, и ежегодно их число увеличивается. При этом в объединенной Европе планируют почти четверть всех автомобилей к 2020 году перевести на альтернативные виды топлива, в частности компримированный (сжатый) метан, сжиженный углеводородный газ (пропан-бутановые смеси), для чего ежегодно потребуется около 50 млрд кубических метров газа.

В 2005 году в России реализация компримированного природного газа выросла на 40% - такого роста не видели за все время, и убыточный для Газпрома бизнес стал в целом ряде регионов очень прибыльным и выгодным, сказал в эфире телеканала РБК в программе «В фокусе» начальник отдела «НИИгазэкономика» Валерий Саркисян. Также происходит постоянный рост продаж пропан-бутана. Сегодня сеть заправок, особенно предлагающих сжиженный природный газ, растет быстрыми темпами, так как автохозяйствам это выгодно: окупаемость затрат происходит примерно в течение года - полутора лет при пробеге машин 40-50 тыс. километров.

Тормозит систему внедрения альтернативных видов топлива то, что практически нет никаких привилегий фирмам, которые занимаются реализацией компримированного и сжиженного природного газа, а также его использованием. Очень большие начальные затраты. Так, переоборудование грузовика стоит около 40 тыс. руб. Причем, как только новый автомобиль переоснащается, сразу теряются гарантии на двигатель.

"Необходимо снизить налоговое бремя на потребителей – снять НДС с газобаллонного оборудования и системы его установки, со строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и автомобильных газозаправочных станций", - считает эксперт. Этому должен способствовать закон об альтернативных видах моторных топлив, который последний раз был представлен в Госдуму в 2004 году, но не прошел еще и первого чтения. В нем предлагается снизить налоговое бремя на стадии развития газомоторного бизнеса, как это сделано в Аргентине, Германии и ряде других стран.

Из ныне действующих 215 АГНКС, которые в 2005 году реализовали свыше 230 млн кубометров газа, почти 90% - в собственности Газпрома. Холдинг намерен расширять систему использования газа в качестве альтернативного моторного топлива, в частности газозаправочной сети и парка работающей на газе техники, для чего разрабатывает целевую комплексную программу. Вместе с тем в Газпроме также говорят о том, что без государственной поддержки и стимулирования этот бизнес ожидают трудные времена.

Между тем президент Евроазиатской ассоциации газозаправочного бизнеса Юрий Егоров указывает на то, что в сегодняшнем виде этот законопроект лоббистский. Здесь сделан неверный организационный ход, и депутатам непонятно, почему другие виды топлива оказываются в невыгодном положении. По его мнению, необходимо сделать упор на экологический фактор, так как при сжигании газа нет выбросов в виде серы, свинца и других вредных компонентов. Также стоит обратить особое внимание на то, почему газомоторное топливо выгодно использовать потребителям: значительно увеличивается ресурс двигателя при большом годовом пробеге и большом расходе топлива, особенно коммерческих машин, агропромышленной техники, меньше затраты на ГСМ, так как газомоторное топливо в 2-3 и более раз дешевле бензина различных марок и в 1,5 раза - солярки.

Практических во всех странах идет активное внедрение альтернативных видов топлива. В Бразилии активно используется биоэтанол на основе спирта, очень высокий процент автомобилей работают на метане и пропан-бутане в Италии и в Голландии. Сегодня лидером по «автометанизации» является Аргентина, где создана целая отрасль, которая обеспечивает потребности в этом виде топлива. "Потребители пропан-бутана – это люди с ограниченным бюджетом, экономящие на цене, - итальянцы, восточноевропейцы или россияне, а также помешанные на экологии фанаты, например, голландцы", - говорит, генеральный директор ООО «АННЕКС» Антон Орешин. Тем не менее подобную отрасль создали поляки, причем на российском газе, и сегодня в ней занято 450-500 тыс. человек. Так, в Варшаве 130-140 газозаправочных станций и 250 бензиновых, тогда как в Москве 800 бензиновых и около 20 газовых. Поляки освоили производство всей комплектующей аппаратуры, и сегодня россияне ее покупают не только в Италии, но и в Польше, а также в Чехии и даже в Литве.

Польским примером эксперты проиллюстрировали возможности этого рынка, если на нем развита конкуренция крупных компаний-дистрибуторов и нет монополизма. В России же главным тормозом считается монополизм группы «Газпром». Анализ показывает, что если цена газа в 2,2 раза ниже, чем цена бензина, в основном А-92, то идет энергичный спрос на газобаллонное оборудование и на заправочный бизнес. Если выше, то падает спрос и сокращается рынок. По данным Евроазиатской ассоциации газозаправочного бизнеса, в 2002-2003 годах маржа, которую получала розничная сеть, составляла 32-37%, что давало фирмам средства для самофинансирования - вложений в интенсивное развитие. Но затем в результате монопольно установленных Газпромом высоких оптовых цен маржа уменьшилась до 12-15%.

Если в доле цены на газ, по которой платит потребитель, основную часть как бы забирает оптовик – Газпром или аффилированная с ним компания, то розница не развивается, говорит Юрий Егоров. Подобное, кстати, происходит и в бензиновой рознице. Реальный путь для решения проблемы – договориться с монополистом о приемлемой цене. Но нужно убедить руководство Газпрома, что оно должно «строить» этот рынок, а не только снимать часть прибыли – вот где без госрегулирования не обойтись. Проблема же заключается втом, что государство на этот сегмент экономики серьезного внимания пока не обратило.

Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США