Общество, 04 сен 2006, 16:15

Российский рынок кондиционеров один из самых перспективных в мире

Российский рынок кондиционеров еще далек от насыщения, при этом его объем уже превышает 1 млрд долл., и он один из самых перспективных в мире. Как и агропром, рынок кондиционеров в значительной степени зависит от изменчивости погоды и климата проживания клиентов, что встречается довольно редко для продукции промышленного производства. Так, в жаркое лето 2002 года продажи увеличились в три раза, но упали на следующее, более умеренное. На 20-50% увеличились объемы продаж в 2005 году.
Читать в полной версии

Собственного производства кондиционеров в РФ нет, работавшие с советских времен изготовители не выдержали конкуренции с японскими, корейскими, китайскими и европейскими фирмами. Можно говорить о российских марках, брендах, которые принадлежат крупным отечественным дистрибуторам, и эти компании полностью отвечают за качество продукции, размещают свое производство на тех заводах, которых хотят. Как правило, это марки, конкурирующие в недорогом сегменте, и производство размещается на китайских заводах. "Но доверять следует серьезным брендам, которые уже несколько сезонов работают на рынке, потому что встречаются марки-однодневки, и с ними следует быть аккуратнее", - считает бренд-менеджер торговых марок Ballu и Midea Гордей Михейкин. Эти бренды приходят на рынок, выставляют низкую цену, при этом предлагая невысокое качество. Отработав сезон и "сняв" прибыль, они уходят с рынка.

Классическое понимание кондиционирования, каким оно родилось на рынке в США, - это поддержание температуры, влажности, газового состава, чистоты и подвижности воздуха. У нас под кондиционером понимают любой прибор, охлаждающий воздух. Поэтому в классическом понимании сплит-системы, самые распространенные и доступные по цене, так как все "шумовые" агрегаты – компрессор, двигатель и вентилятор, вывешиваются в одном блоке вне помещения, можно сказать, не являются кондиционером. Но и при установке системы центрального кондиционирования не факт, что она будет поддерживать влажность и необходимую подвижность воздуха. Поэтому эксперты советуют при покупке и установке все точно и четко изучить и рассчитать, благо рынок предлагает продукцию на любой вкус и "карман". Но и быть готовым к тому, что качественная система кондиционирования обойдется недешево. Так, в числе предложений настенные кондиционеры компании Panasonic в среднем от 500 до 800 долл. при стоимости установки 150-180 долл. Более дороги мульти сплит-системы - оконные, кассетные, канальные, колонные, напольно-потолочные, настенно-потолочные, подпотолочные и т.д. Например, продукция компаний Hyindai, Hitachi, General Fujitsu, Daikin по ценам от 1,5 тыс. до 4 тыс. долл. при стоимости установки от 180 до 400 долл.

Если взять бытовой кондиционер эконом-класса, который будет обслуживать комнату 20 кв. метров, то он обойдется в 700-800 долл. с установкой. При средней стоимости жилого метра в Москве в 3-3,5 тыс. долл., вроде, не очень накладное увеличение в 40 долл. Зато какой комфорт при сложной столичной экологии. Система центрального кондиционирования в зависимости от класса оборудования утяжелит кв.м. от 120-200 долл. Тоже вряд ли это обременительно, учитывая, что чаще всего на нее претендуют офисы и элитное жилье. Правда, в регионах соотношение цен будет иным.

Как положено, на этом рынке основное - это качество. Эксперты различают несколько групп продукции. Самые высокотехнологичные - японские кондиционеры, затем идут корейские, европейские китайские и т.д. Впрочем, разделение условно, все зависит от качества. Внутри высшей категории разница в цене достигает 15-20%, в нижней же категории она может быть огромна, говорит Георгий Литвинчук. Так, в Китае есть заводы, производящие вполне конкурентную продукцию, и даже японские производители размещают там свои заказы. В то же время, в Поднебесной ряд заводов делает практически одноразовые кондиционеры. В самом Китае он может стоить 150-200 долл. в розницу, и если ломается, его попросту выбрасывают. Такое оборудование тоже попадает на российский рынок, и, зачастую, продается через торговые дома.

Отечественный рынок состоит из трех основных сегментов. Первый – это корпоративный заказчик, офис. Здесь продаются как бытовые, так полупромышленные и промышленные системы. Второй сегмент – элитное жилье, где тоже устанавливаются как бытовые, так и промышленные системы. Иногда элитные дома кондиционируют целиком, но в России эта практика почти не прижилась. И третий сегмент – типовое жилье, куда попадают исключительно бытовые системы кондиционирования. По оценке экспертов, первые два сегмента в РФ развиваются планомерно и поступательно, потому что кондиционеры туда ставятся планово, так как если в офис запланировали купить кондиционер, пусть даже в июле снег выпадет, его все равно поставят. Зато на рынке типового жилья "окондиционирование" зависит, в основном, от погоды: будет жара – будут продажи. По различным данным, в типовое жилье в 2005 году "попала" почти половина всех кондиционеров. В этом году доля кондиционеров в этом сегменте прогнозируется на уровне 60-65%. Если, например, 2007 год окажется холодным, то продажи в типовое жилье могут упасть в 1,5-2 раза, и рынок рискует испытать стагнацию. Но если год выдастся жарким, рынок способен получить рост в районе 30-35%. То есть, как говорят эксперты, только кондиционер становится общедоступным и начинает попадать в типовые квартиры, рынок входит в такую полосу «турбулентности» и уже очень сильно зависит от погоды.

Объемы продаж во многом зависят от развития качественного сервиса, гарантийного обслуживания. Как отметили гости телеканала РБК, есть ряд "кондиционерных" рынков, которые не растут в течение 5-8 лет, например, Япония, Израиль, США. Точка максимального насыщения кондиционерами - это примерно потребление на уровне 35-40 кондиционеров на 1000 человек в год - дальше идет плановая замена. От срока службы техники зависит годовой объем продаж. Для кондиционера эконом-класса он составляет 5-6 лет, для бизнес-класса - около 8 лет. Моторесурс кондиционера бытовой системы эконом-класса 15-18 тыс. часов работы, для премиум-класса - 20-25 тыс. часов. Для полупромышленной продукции выше. Хуже всего кондиционер чувствует себя на побережье, где идет соленый бриз, случается окисление теплообменников и т.д. Там срок службы минимальный, и в Новороссийске и в Сочи такая техника редко живет дольше 5 лет.

Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Греция оправилась от кризиса. Почему рост не спасает ее от бедности
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис