Общество, 04 окт 2013, 11:53

Юристы: Новый закон оставит желтую прессу без хлеба

Вступившие с 1 октября законодательные инициативы о защите частной жизни запретили сбор и распространение без согласия гражданина любой информации о его происхождении, месте пребывания и жительства, о личной и семейной жизни.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Безусловно, частная жизнь человека – один из основных кругов жизненных ценностей, которая требует самой тщательной защиты от любопытных глаз. Однако будут ли эти нововведения полезны, попыталась разобраться редакция РБК.

В ряде информационных источников уже появились сообщения о посягательствах закона на свободу слова и ограничения деятельности журналистов. При определенном толковании законодательной новеллы получается, что за любое упоминание, например, об имуществе чиновниках или выходках звезд шоу-бизнеса придется быть готовым к судебному разбирательству.

Однако президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник сообщил РБК, что по новому закону распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах не является нарушением. "К примеру, журналисту стала известна информация о неком заболевании у чиновника, препятствующем исполнению его прямых рабочих обязанностей. Что здесь, нарушение? Нет, безусловно, речь идет об общественном интересе, потому что напрямую затрагиваются права других граждан. И санкции применены быть не могут", - добавил Г.Резник.

По словам адвоката, кардинальных законодательных нововведений в правовой новелле нет: "Все, что добавлено в Гражданский кодекс (ГК), уже существовало ранее, в частности в ст.152, которая регулирует защиту чести, достоинства и деловой репутации гражданина, а также в действующем уже более 20 лет Законе о средствах массовой информации. Сегодняшние поправки, скорее, более подробно толкуют положения о защите частной жизни".

Такого же мнения придерживается и председатель президиума Московской коллегии адвокатов "Аннэксус" Сергей Жорин: "Раньше в делах о защите частной жизни руководствовались Пленумом Верховного суда, а также Международной конвенцией по правам человека, теперь есть национальная норма, которая все эти вопросы регулирует".

Новым моментом гражданского закона, скорее, стала возможность использования и распространения в СМИ сведений о частной жизни, раскрытой гражданином по своей воле. "К примеру, певица Елена Ваенга в свое время в социальных сетях разместила сообщение, касающееся ее личной жизни, потом журналисты его распространили. Е.Ваенга подала в суд и выиграла процесс, несмотря на то, что информация была инициирована с ее стороны. Сейчас этого уже сделать нельзя", - добавил С.Жорин.

Отличие же нового закона заключается в более широких возможностях обращения в суд при нарушениях права на частную жизнь. Раньше чтобы восстановить права, связанные с достоинством, честью, деловой репутацией, необходимо было наличие двух обязательных компонентов: первое – несоответствие информации действительности, второе – порочащий характер информации. При отсутствии одного из двух этих компонентов нельзя было требовать судебного опровержения. "Что такое сведения, носящие порочащий характер? Это сведения о неэтичном поведения в деловой и общественной жизни, а также утверждения о нарушении законодательства. Если меня назвали жуликом, бандитом, вором, алкоголиком, то я мог бы требовать опровержения, но если бы написали неправильный год моего рождения или допустили ошибку в семейном положении, то в опровержении мне должно было быть отказано", - заметил С.Жорин.

Новыми нормами введена возможность требовать опровержение, даже если сведения не носят порочащий характер, как и право обращения в суд по любому несанкционированному использованию личной информации. В таком случае суд должен принять решение об удалении всей незаконно опубликованной информации, а также запретить ее дальнейшее распространение, например, путем изъятия и уничтожения материальных носителей, без какой бы то ни было компенсации.

Самая большая сложность, по словам Г.Резника, заключается в правоприменительной практике этого закона. "Предположим, опубликовал тот или иной источник в интернете сведения о частной жизни гражданина без его согласия, гражданин обратился в суд с требованием об удалении этой информации, а она уже растиражирована по интернету. И как ее удалить из всех информационных источников? Всех вызывать в суд? Так можно всю жизнь потратить на судебные разбирательства. А если информация потом будет растащена по блогам, что тогда? Ведь блоги – это не СМИ", - заметил Г.Резник.

Опасения, связанные с невозможностью контроля личной информации власть имущих, которому вроде как способствует новый закон, тоже имеет под собой сомнительную почву. По закону все сотрудники государственных органов обязаны заполнять декларации о доходах, что официально является достоянием общественности – сведения об имуществе федеральных чиновников размещаются на сайтах органах государственной власти, там же обычно можно ознакомиться с составом семьи и другой информацией.

По всей видимости, без работы может остаться только желтая пресса. Как было изначально заявлено в Госдуме, новый закон о частной жизни в первую очередь был разработан для звезд шоу-бизнеса, страдающих от преследования желтой прессы, которая идет на все ради сенсаций.

Анна Кузнецова, РБК

Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
«Дорога ярости» Маска: как увольнения в Tesla породили хаос на рынке
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов