Общество, 04 дек 2013, 01:04

Кризис доверия-2

Читать в полной версии
Фото: bpf.ru

Сегодня Банк проектного финансирования объявил о том, что приостанавливает работу своих 15 офисов. Паника, ставшая следствием отзыва лицензий у Мастер-банка и ряда других крупных организаций, привела к оттоку вкладчиков, в результате чего банки начали испытывать проблемы с ликвидностью. По мнению банкиров, для того чтобы паника на рынке утихла, понадобится несколько месяцев тишины. А аналитики полагают, что нынешняя кризисная ситуация способна повысить вероятность рецессии в российской экономике.

Помимо Банка проектного финансирования в Москве проблемы с ликвидностью испытывает Смоленский банк. Оба банка ведут переговоры с ЦБ о предоставлении им стабилизационных кредитов, чтобы иметь возможность снова начать обслуживать клиентов. В Самаре после отзыва лицензии у Волго-Камского банка начались проблемы у Волжского социального банка и банка «Солидарность». У первого в итоге отозвали лицензию, в отношении второго, имевшего 10 млрд руб. вкладов, Агентством по страхованию вкладов и Центробанком был утвержден план санации. Еще один очаг напряженности — Челябинская область, где была отозвана лицензия у банка «Ураллига».

Участников банковского рынка сейчас можно разделить на два лагеря. Одни полагают, что нынешний «кризис доверия» в отличие от того, который был в 2004 году, благотворно повлияет на систему, очистив ее от недееспособных или слабых игроков. Другие, наоборот, заявляют, что Центробанк, отозвав лицензию у Мастер-банка и пообещав, что будет отзывать еще, сделал «неуклюжие шаги», которые негативным образом сказались и еще будут сказываться на состоянии банковской системы.

«В регионах очень сильная нервозность, — рассказал РБК daily глава одного столичного банка с широкой филиальной сетью. — По рынку ходят какие-то черные списки с перечнем якобы кандидатов на отзыв лицензии, вкладчики волнуются и идут забирать свои деньги. А ведь среди этих банков есть и вполне нормальные, успешные». По мнению банкира, сейчас в регионах увеличилось количество случаев недобросовестной конкуренции, и инициаторами запуска в народные массы таких черных списков вполне могут быть те или иные кредитные организации. «Понадобится несколько месяцев полной информационной тишины, чтобы успокоить рынок», — отметил банкир.

«Центробанк одумался, оценив масштабы паники, — на условиях анонимности прокомментировал РБК daily участник банковского рынка. — Начали поступать заявления, отрицающие наличие черных списков у регулятора, банк взялся помочь нескольким банкам, пострадавшим от паники вкладчиков. Но до полного успокоения еще далеко».

Неспокойно и на межбанковском рынке. По информации его участников, проблема с ликвидностью также усугубляется тем, что объемы межбанковского кредитования значительно сузились, а привлечь средства в ЦБ возможность есть далеко не у всех — в том числе и потому, что облигации значительного количества банков долгое время ждут включения в ломбардный список регулятора и эти кредитные организации не имеют возможности получить ломбардные кредиты.

Евгений Надоршин, главный экономист АФК «Система»

События, происходящие сейчас в российской банковской системе, могут значительно повысить вероятность рецессии в экономике. После последних отзывов лицензий на банковском рынке набирает обороты процесс недоверия со стороны населения. Между прочим, кстати, именно потребление в последние три квартала текущего года росло быстрее, чем ВВП, и потребление было драйвером экономики. Банкам, в свою очередь, придется больше времени и ресурсов уделять своей устойчивости, чтобы соответствовать требованиям регулятора, чем кредитованию населения и повышению доходности по своим операциям.

Жертвы обстоятельств нынешней ситуации неоднозначны. По моему представлению, регулятор своими действиями и заявлениями нанес ущерб банкам, которые занимались обычной, будничной деятельностью — они обслуживали клиентов, принимали средства на депозиты, кредитовали. Отток средств клиентов наносит ущерб их бизнесу.

Я бы не стал напрямую сравнивать нынешнюю ситуацию с «кризисом доверия», имевшим место в 2004 году, но из банковских кризисов «новой России» нынешние события на него наиболее похожи. Тогда банковская система еще не была столь развита и не имела такого влияния на нашу экономику. Тот кризис был более острым, но не столь масштабным. Сейчас, кстати, внутренней напряженности также сопутствует негативный внешний фон: политика ФРС, цена на нефть и т.д. И сейчас я предполагаю, что меньшая паника способна нанести экономике больший ущерб. Могут пострадать и другие участники финансового и нефинансового рынка — в частности, НПФ могут пострадать через банковские депозиты. А акционеры банков, возможно, будут выходить из этого бизнеса и вкладывать средства в зарубежные активы, что может ускорить отток капитала из страны.

Павел Неумывакин, исполнительный директор банка «Петрокоммерц»

Ситуацию на розничном банковском рынке можно назвать напряженной лишь отчасти. Да, панические настроения клиентов затронули ряд банков, но ведь это не самые крупные кредитные организации. И в данном случае Центробанк поступил правильно, отозвав лицензии у небольших банков и начав процедуру санации по достаточно крупной в своем регионе самарской кредитной организации. Надеюсь, столь взвешенную политику регулятор будет вести и дальше.

Если до конца текущего года у нескольких небольших банков будут отозваны лицензии, то вряд ли это приведет к усилению напряженности на банковском рынке. Частные вкладчики теперь станут осторожнее и будут внимательнее оценивать банк, куда соберутся отнести свои деньги. И, возможно, будет иметь место определенный переток вкладов из небольших банков в крупные, особенно в банки с госучастием.

Я думаю, Центробанк тоже сделал определенные выводы и теперь будет пользоваться большим спектром инструментов, нежели только отзыв лицензии. Значимым банкам можно помогать, а те, кто не сможет выстоять и не имеет особенного влияния на систему, уйдут с рынка.

Николай Карпушкин, начальник управления денежных операций Альфа-банка

Текущая ситуация с ликвидностью на рынке является типичной для декабря. Проблем с ликвидностью среди банков первого круга мы не видим. Все инструменты привлечения работают в обычном режиме. Исключением может являться долговой рынок — многие эмитенты в настоящее время переносят ранее запланированные размещения облигаций на более благоприятный период из-за плохой конъюнктуры и роста доходности.

Традиционно банки привлекают средства корпоративных и розничных клиентов, у ЦБ РФ (РЕПО, 312-П, валютный своп), на рынке межбанковского кредитования (МБК). Для крупных банков рынок МБК доступен в прежнем объеме, он не сузился и «кризиса доверия» не наблюдается. По информации с рынка, имеет место сокращение объемов МБК между мелкими и средними банками (крупные банки на них лимиты, как правило, не открывали).

Я думаю, что если в ближайшее время не будет отзыва лицензии у крупного банка, ситуация стабилизируется. Также желательны понятные разъяснения от регулятора.

Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки