Общество, 04 дек 2013, 01:03

«Большой брат» для мигранта

Читать в полной версии
Фото: ЕРА

В Евросоюзе заработала новая система контроля за внешними границами с помощью спутников, беспилотников и вертолетов — Eurosur (European Border Surveillance System). В ее задачи входит не только противодействие криминальным структурам, занимающимся незаконной переправкой иммигрантов в Европу, но и передача оперативной информации о терпящих бедствие на море судах с нелегалами.

До 2020 года ЕС планирует потратить на финансирование Eurosur 244 млн евро. Пока в систему интегрированы 18 государств — членов Союза на восточной и южной границах ЕС, а также Норвегия. Ожидается, что через год к Eurosur присоединятся остальные 11 стран Евросоюза. В ЕС уверены, что это значительно улучшит взаимодействие между пограничниками, береговой охраной и полицией государств. Например, они смогут оперативно обмениваться фотосъемкой со спутников с указанием точного местоположения судов с нелегалами.

Национальные центры Eurosur будут тесно сотрудничать с европейским агентством пограничной охраны Frontex. Центральный офис разместится в Варшаве, а в Португалии, Испании, Франции, Италии, Греции, Алжире, Марокко и Ливии расположатся восемь координационных центров Eurosur. Отдельный годовой бюджет Frontex составит около 90 млн евро.

В Еврокомиссии (ЕК) уверены, что страны смогут быстрее, чем раньше, реагировать на возникновение критических ситуаций — например, при помощи спутников определять местоположение попавших в беду даже самых маленьких катеров и лодок. «Новая система является по-настоящему европейским решением проблемы спасения мигрантов», — цитирует немецкая Sueddeutsche Zetung еврокомиссара по внутренним вопросам Сесилию Мальмстрем. В ЕК также считают, что применение самых современных электронных средств слежения будет способствовать эффективному противодействию торговле людьми.

Наиболее проблемными для Евросоюза являются его южные границы. По данным Frontex, только в 2012 году число нелегальных мигрантов в ЕС составило 72 тыс. человек. При этом число беженцев, стремящихся в Евросоюз через Италию, Грецию, Болгарию, Испанию, Мальту и Кипр, за год выросло вдвое. К самым «горячим» маршрутам эксперты относят путь из Азии и Ближнего Востока (Афганистан, Сирия, Бангладеш) в Грецию (37 тыс. нарушений границы за прошлый год), а также из стран Африки через Средиземное море в Италию и Испанию. Выделяются также Западно-Балканский маршрут (в 2012 году задержано 7 тыс. беженцев из Косово, Афганистана и Пакистана).

Eurosur, однако, вызывает и немало критики со стороны европарламентариев и правозащитников, которые не верят, что система способна предотвращать гуманитарные катастрофы. Ежегодно в волнах Средиземного моря на пути из Северной Африки в Европу гибнут более тысячи человек. В октябре в результате крушения возле итальянского острова Лампедуза утонули 350 нелегальных иммигрантов из Сомали и Эритреи.

Современная практика пограничного контроля и без того уже предполагает использование различных баз данных, включая биометрические, напоминают аналитики Centre for European Policy Studies Элсбет Гилд и Сержио Каррера. Новейшие технические средства имеет в своем распоряжении и вышеупомянутое агентство Frontex. «Границы Евросоюза ежегодно легально пересекают почти 100 млн граждан из других стран и регионов, в то время как за весь прошлый год было отказано во въезде или в разрешении на пребывание всего лишь примерно 0,5 млн человек. Соответственно, затраты на создание новой системы слежения с использованием космической фотосъемки просто несоразмерны с тем минимальным количеством нелегалов, которое она способна выявить», — отмечают эксперты в своем докладе.

 

Pro
США проспали становление Китая. Что угрожает американской экономике
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Метод «лишь бы продать» устарел. Следите за дебиторской задолженностью
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Как при релокации не получить штраф в России
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением