О чем промолчал Владимир Путин
В ежегодном обращении Владимира Путина к Федеральному собранию нашлось место далеко не всем темам, которые представляют общественный интерес.
Украина и Крым
Сирия и Турция вытеснили украинскую проблему на задний план — слово «Украина» в послании не прозвучало ни разу. Между тем конфликт в Донбассе продолжается, хоть и в менее активной форме. С нового года Россия грозится ввести в действие эмбарго на поставки продовольственных товаров с Украины — это произойдет, если Москва, Киев и Брюссель не договорятся о смягчении для России последствий создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС с 1 января. Наконец, по-прежнему не урегулирован долг в размере $3 млрд по кредиту, который Россия предоставила правительству Виктора Януковича в 2013 году.
В ноябре украинские сторонники блокады Крыма устроили диверсию на энерголинии, оставив Крым без электричества. Накануне Путин в Симферополе запустил первую нитку энергомоста в Крым, но в сегодняшнем послании проблема энергоснабжения полуострова не была затронута.
Год назад в послании президента Украина занимала одно из первых мест. На этот раз Владимир Путин говорил о терроризме, сбитом Турцией российском истребителе Су-24 и операции в Сирии.
Пенсии и пенсионная реформа
В президентском послании не нашлось ответа на вопрос, как наладить пенсионную систему. Перевод страховой пенсии на исчисление в пенсионные баллы формально состоялся 1 января 2015 года. Но ключевые проблемы по-прежнему не устранены. Дефицит Пенсионного фонда год от года растет, пенсионные накопления заморожены третий год подряд, а Минфин призывает срочно решать вопрос с повышением пенсионного возраста.
Поддержка армии и ВПК
Несмотря на то что Россия сейчас ведет военные действия в Сирии, Путин в своем послании ничего не сказал о дополнительной финансовой поддержке армии и оборонно-промышленного комплекса. В прошлом году президент обращал особое внимание на проблему хищений и нецелевого использования средств при гособоронзаказе, а в нынешнем послании лишь отметил «убедительную» боеготовность армии и флота и эффективность «современного русского оружия».
Дальнобойщики
Введенная в середине ноября плата с владельцев большегрузных машин спровоцировала массовые акции протеста дальнобойщиков по всей стране, которые продолжаются уже третью неделю. О противоречивом дорожном сборе, который администрирует совместное предприятие Игоря Ротенберга (сына бывшего спарринг-партнера Путина по дзюдо Аркадия Ротенберга) и структур «Ростеха», президент ничего не сказал. Обидевшись на то, что Путин не высказался в их поддержку, владельцы большегрузов начали формировать колонны для проведения протестной акции в Москве.
Допинг и футбол
В прошлом месяце российскую легкую атлетику — главного поставщика российских медалей на летних Олимпиадах — сотряс допинговый скандал: Всемирное антидопинговое агентство (WADA) обвинило Россию в применении допинга «на государственном уровне». Кроме того, продолжающийся коррупционный скандал в FIFA, из-за которого были приостановлены полномочия главы организации Йозефа Блаттера, давнего союзника России, периодически вызывает разговоры о том, что Россия может лишиться права проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. Путин не стал поднимать эти вопросы в послании Федеральному собранию.
Навальный и Чайка
Главным героем журналистов, ожидавших речи президента, был генеральный прокурор Юрий Чайка. На этой неделе Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального опубликовал расследование, посвященное недвижимости и бизнесу его сыновей. Журналисты буквально осадили Чайку, проходившего в Георгиевский зал. Генпрокурор неохотно отослал журналистов к своему утреннему заявлению о том, что публикация носит заказной характер, и ушел в недоступную для прессы зону.
В момент, когда президент говорил о декларировании доходов и расходов чиновников и необходимости следить за тем, чтобы чиновники не заключали госконтракты с фирмами своих родственников и друзей, оператор официальной трансляции показал Чайку крупным планом, что не осталось незамеченным журналистами.