Общество, 05 мар 2008, 13:36

РФ определилась с импортом самолетов

"Точка невозврата" в деградации гражданского авиастроения РФ уже пройдена, делают горький вывод некоторые эксперты. Российские авиакомпании выстраиваются в очередь к Airbus и Boeing, а правительство временно отменяет пошлины на дальнемагистральные широкофюзеляжные самолеты.
Читать в полной версии

"Проблема в том, что перевозчикам нужны самолеты сегодня, а промышленность выпускает в год 5-8 машин, – объясняет в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" гендиректор Ассоциации агентств воздушного транспорта Юрий Шабунин. – Даже Ту-204 и Ту-214, которые есть сейчас на рынке, не удовлетворяют спрос: он существенно превышает предложение".

"Государство сделало выбор в пользу импорта, – заключает директор аналитического департамента УК "Ингосстрах Инвестиции" Евгений Шаго. – Сначала отменили пошлины на дальнемагистральные самолеты, сейчас речь идет о том, чтобы отменить пошлины и на среднемагистральные. Да, они отменены временно, но эта временная отмена может повторяться неоднократно".

Напомним, единственным реальным проектом в российском авиапроме остается Sukhoi SuperJet 100 (SSJ 100), ниша которого (региональные самолеты до 110 мест) защищается пошлинами. И хотя запланированный на конец 2007г. первый полет SSJ-100 не состоялся, задержка в реализации проекта пока что не критична.

Однако не стоит переоценивать возможности SSJ-100. "Даже если проект будет успешен и ежегодно будет продаваться по 50-60 машин, Россия не сможет занять больше 5-6% мирового рынка региональных самолетов, – считает Е.Шаго. – А внутренний рынок очень узок. Грубо говоря, ставить на линию между Москвой и Новосибирском самолет в 100 мест нерентабельно, нужно 150 и больше. Стоместный самолет нужен для полетов между городами поменьше, либо он стоит на замене более вместительного самолета на случай, если не набралось 150 человек".

Но рынок 150-местных воздушных судов прочно держат европейская компания Airbus (принадлежит аэрокосмической корпорации EADS) и американская Boeing. Таким образом, РФ в лице Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), производящей SSJ-100, составит в будущем конкуренцию Бразилии (Embraer), Канаде (Bombardier) и Китаю (ARJ-21).

"Рынок для SSJ-100 безусловно есть, – говорит Ю.Шабунин. – Если мы вспомним, какая была география полетов в прежние годы и что мы сегодня имеем! Но региональные переводчики без поддержки государства, региональных бюджетов этой задачи не решат". "Частным инвесторам нужна доходность и возвратность. Ни того, ни другого никто гарантировать в этом секторе не может, – соглашается Е.Шаго, также возлагая надежды на государственную поддержку региональной авиации в форме ЧГП – частно-государственного партнерства, о котором сегодня так любят рассуждать чиновники.

Но в любом случае речь идет только о сохранении ниши региональных самолетов. Другой проект ОАК – ближнемагистральный МС-21 вместимостью от 150 до 210 мест – планируется к запуску в 2015г., и далек от реализации (предполагается, что эти самолеты заменят Ту-204/214).

"Наверное, правительству нужно четче обозначить категории воздушных судов, которые Россия будет производить, и сказать себе правду про те типы воздушных судов, которые мы производить не сможем, – говорит в заключение программы "В фокусе" на РБК-ТВ Е.Шаго. – И тогда, например, полностью отменить пошлины".

Иными словами, России предлагается полностью открыть свой рынок для западных грантов и довольствоваться незначительной нишей региональных самолетов на внешнем и внутреннем рынках.

Проблемы российского авиапрома упираются в недостаточное финансирование, в отсутствие кадровой политики. Тем печальнее, что, несмотря на амбициозную риторику кураторов ОАК, и Airbus, и Boeing имеют свои инженерные центры в России, где успешно разрабатываются отдельные детали в том числе и для Dreamliner, и для А-380, и для будущего А-350. "Создание самолета – сложный и длительный процесс, требующий интеграции усилий подобных инженерных центров, – говорит Е.Шаго. – И вот этого мы делать не умеем. Хотя в советское время умели".

Остается довольствоваться пока что сильными позициями России на рынке военной авиации, хотя и здесь нельзя терять времени. "Китайцы воспроизводят Су-27, – напоминает Ю.Шабунин. – Есть реальная угроза, что они подвинут нас на рынке военной авиации".

Pro
Потребитель злоупотребляет своими правами. Как защитить от него бизнес
Pro
Промышленности не хватает 240 тыс. работников. Как обновить карьеру
Pro
Средства на счетах россиян впервые обогнали наличные. Что к этому привело
Pro
«Ноев ковчег» в $334,2 млрд»: зачем Уоррену Баффетту столько кеша
Pro
«Не ждите шейхов с чемоданами денег»: как успешно запустить бизнес в ОАЭ
Pro
Сотрудники в России массово манипулируют работодателями. Как это пресечь
Pro
Технический долг опасен для бизнеса. Откуда он берется и что делать
Pro
Насколько вероятно возвращение Visa и Mastercard в Россию