«60-66» = 122
Налоговый режим «60-66», действующий более года и призванный стимулировать модернизацию отечественных нефтеперерабатывающих заводов, пока не оправдывает себя. Как стало известно РБК daily, Минфин и Минэкономразвития оценили потери бюджета от его действия в 122 млрд руб., при том что увеличения глубины переработки нефти не произошло. Систему пересматривать не будут, так как инвестиционный цикл, на который рассчитывалась «60-66», составляет пять лет.
Система «60-66» начала действовать с 1 октября 2011 года. Ее целью было стимулировать добычу нефти и увеличивать глубину ее переработки на российских НПЗ. Для этого была снижена экспортная пошлина на нефть с 65 до 60% и унифицированы пошлины на темные и светлые нефтепродукты на уровне 66% от пошлины на нефть. Позже в налоговый режим «влилась» заградительная пошлина на бензин в размере 90% от пошлины на нефть. С 1 января 2015 года пошлина на темные виды топлива будет увеличена до пошлины на сырую нефть.
Минфин, Минэкономразвития, ФАС, Федеральная таможенная служба и Ростехнадзор подвели итоги действия системы в 2012 году, рассказал источник РБК daily, знакомый с ситуацией. Результаты неутешительные: из-за действия режима «60-66» выпадающие доходы федерального бюджета в 2012 году составили 122 млрд руб., подсчитали в Минфине.
Объем первичной переработки вырос на 4,9%, до 270 млн т (план предусматривал снижение на 20—25 млн т, до 230 млн т), а производство мазута выросло на 1,6% (до 74,3 млн т). Благодаря высоким ценам на нефть (111 долл. за баррель в 2012 году, тогда как параметры «60-66» рассчитывались из цены на нефть в 95 долл.) нефтяникам было выгодно экспортировать темные нефтепродукты, что они и делали. Только экспорт мазута вырос на 5,3%. Всего доля темного топлива в нефтяном экспорте увеличилась с 22 до 23,3%, светлого уменьшилась с 11,3 до 10,7%. Между тем система «60-66» была рассчитана на то, чтобы привести к прямо противоположным результатам.
Одновременно затягивается и модернизация заводов. В 2011 году между владельцами НПЗ, с одной стороны, и ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом — с другой, были подписаны соглашения. В документах содержатся детальные планы по модернизации НПЗ и производству моторных видов топлива в период с 2011 по 2020 год. Но компании не успевают уложиться в сроки. Среди нарушителей — «Сургутнефтегаз», «ТАИФ», «Новойл», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ. В итоге ряд проектов по введению установок по глубокой переработке нефти был перенесен на период после 2015 года.
Источник РБК daily говорит, что многие ВИНК просили перенести сроки модернизации. Нефтяные компании выполняют программы модернизации с учетом тех корректировок, которые были внесены в соглашения, сказал РБК daily замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Детали он уточнять не стал.
Четырехстороннее соглашение с «Роснефтью» было скорректировано в июле 2012 года, после чего компания планы ввода установок не меняла, говорят в «Роснефти». В «Газпром нефти» отмечают, что 90% проектов будет реализовано к 2016 году, в 2018 году компания планирует полностью выполнить взятые обязательства.
Самый значимый плюс режима «60-66» — увеличение инвестиций в сектор up-stream. Объем капвложений в добычу в 2012 году составил 836,9 млрд руб., что на 107,8 млрд (или на 14,8%) выше уровня 2011 года. В результате произошла стабилизация производства нефти в традиционных регионах (Западная Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ, Калининградская область) за счет роста объемов эксплуатационного бурения.
Предварительные итоги действия системы «60-66» скоро будут подведены на заседании правительства. Пересматривать параметры налогового режима в ближайшее время не планируется, уверяет собеседник РБК daily. С учетом длительности инвестиционного цикла в нефтяной отрасли (3—5 лет) окончательные выводы будут сделаны уже ближе к этому сроку.
К тому времени правительство может значительно поднять пошлину на мазут, чтобы сделать экспорт нефти более предпочтительным, не исключает аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин. Возможность изменения параметров режима будет обсуждаться, но серьезных изменений не произойдет, полагают источники РБК daily. Анатолий Голомолзин сказал, что сейчас вопрос о повышении пошлины не стоит.
Получить дополнительные комментарии в Минфине, Минэкономразвития и Минэнерго не удалось.