Общество, 05 апр 2012, 11:59

2. Гаджетный маньяк

Зависимость "человека современного" от цифровых устройств сегодня сложно отрицать. Забыв дома мобильный телефон, мы чувствуем себя, как без рук. А для некоторых граждан необходимостью становится не просто владение телефоном или ноутбуком, а обладание непосредственно последними их моделями. Они отслеживают и скупают все новинки, чтобы постоянно оставаться в тренде, тратя при этом массу денег на постоянное обновление устройств, подчас экономя на еде, семье, здоровье, отдыхе.
Читать в полной версии

Если человек использует новинку по назначению, применяя большую часть функций, то ничего страшного в его технолюбви, кроме излишней затратности, нет. Однако интерес к техническим новинкам не всегда обусловлен реальной необходимостью - только 20% обладателей мобильных телефонов используют все функции своих устройств.

Телефонный фетиш

Хотя считается, что шопоголизм – болезнь женская, слабость к электронным штуковинам испытывают в основном мужчины, и в данном случае такая "болезнь" не менее затрата, чем женские пристрастия: сильный пол покупает меньше, однако предпочитаемые ими "игрушки" гораздо дороже.

"Все поколение гаджетов создано для того, чтобы найти подходы к мужчине. Потому что серьезный мужчина, который претендует на социальную успешность, обязательно должен быть экипирован айфонами, айпэдами, планшетниками, хорошими часами, определенной марки запонками", – объясняет психолог Анетта Орлова.

По мнению психолога Дарьи Нойкиной, в поведении "гаджетных маньяков" проявляются сразу две разновидности аддиктивного поведения. Во-первых, они, как и другие шопоголики, зависят от покупок, и эта страсть толкает их постоянно покупать значимый для них вид товаров, а во-вторых, страдают от гаджет-зависимости, в связи с которой в последнее время врачи бьют тревогу.

"Гаджет-зависимость – потребность в изучении новых функций, кнопок товара, в процессе которого забывается все на свете, перестают выполняться элементарные обязанности. Со временем освоенный гаджет перестает интересовать, и его заменяют новой покупкой", – рассказывает Д.Нойкина.

"Целью такого поведения будет изменение своего настроения, мироощущения, бегство от реальности, борьба с внутренней пустотой и т.д. Мотивами гаджетозависимого также может выступать некая комформность личности, в данном случае нежелание выделяться в обществе, в котором данный человек находится и в котором принято обладать техническими новинками, или же желание облегчить общение с окружающими", - раскрывает истинные мотивы патологической любви к электронике Д.Нойкина.

У зависимых такого рода можно наблюдать букет специфических симптомов: невозможность оторваться от любимого устройства, депрессия и пустота без регулярной покупки новых гаджетов, пренебрежение семьей и друзьями, омрачаемое чувством вины. Не говоря уже о том, что излишняя привязанность к мониторам может вызвать проблемы с глазами, головные боли и расстройство сна.

Весь ужас гаджетомании наглядно продемонстрировал случай, произошедший в прошлом году в Китае: семнадцатилетний Сяо Чжэн тайком от родителей продал свою почку, чтобы купить планшетный компьютер iPad 2 и смартфон iPhone.

В США, идущих впереди планеты всей по количеству людей, одержимых гаджетами, начали борьбу с этим недугом: многие отели и курорты делают скидки людям, которые на время отдыха отказываются от использования цифровых "друзей". Кроме того, исследователи Мэрилендского университета изучили взаимосвязь между использованием такого необходимого устройства, как телефон, и отношениями между людьми, выяснив, что чем больше люди говорят по телефону, тем меньше они заботятся о реальных людях рядом с ними, так как телефон удовлетворяет человеческую потребность быть частью общества и, соответственно, снимает необходимость общаться с людьми без его посредничества.

Прийти, увидеть и купить

Технические новинки презентуются так, чтобы у человека возникло непреодолимое желание обзавестись именно этой моделью телефона или любого другого устройства. Лучше всего ареол мечты и счастья вокруг своих товаров удается создавать компании Apple, сделавшей свои мобильные устройства предметами фетиша. Желание купить очередную яблочную новинку сразу после начала продаж заставляет людей выстраиваться в очереди перед магазинами за несколько часов до их открытия, а первые места в этой очереди выставляют на торги в Интернете. Мало какая другая компания может похвастаться наличием многочисленных фан-клубов и форумов ее поклонников.

Повышает градус желания искусственно созданный ажиотаж вокруг товаров компании, атмосфера секретности, в которой выходят новинки, а также ощущение особого статуса, которое дарит обладание устройства с откусанным яблоком. Хотя, безусловно, есть и другие объяснения успеха продуктов Apple. "Это простые и удобные гаджеты, которые обеспечивают людям выполнение задач без возникновения лишних сложностей и проблем, позволяя сконцентрироваться на тех самых задачах, для которых эти гаджеты и существуют", - считает директор по развитию бизнеса Unreal Mojo Александр Пацай.

И хотя, по его мнению, зачастую устройства Apple недостаточно функциональны, миллионы покупателей яблочной техники доказывают, что большинству покупателей не нужны лишние возможности, а очереди к магазинам подтверждают веру людей в компанию и ее репутацию.

NB

"Я приобщаю вас к наркотику под названием "новинка", а вся прелесть новинок состоит в том, что они очень недолго остаются таковыми" (Фредерик Бегбедер, "99 франков").

Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Бессердечие и недружелюбие: кто такие темные эмпаты
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство