Общество, 05 апр 2012, 11:59

1. Несуществующее хобби

Любому человеку необходимо хобби, чтобы переключить мозги с рабочих задач, реализовать потребность в творчестве, острых ощущениях. Однако некоторые, находя увлечение, убеждают себя, что это то, чем они всегда хотели заниматься, приобретают дорогое оборудование, руководствуясь принципом, что скупой платит дважды, а потом так и не могут выкроить минутку, чтобы заняться "любимым делом".
Читать в полной версии

Фанат своего дела

Один из методов, при помощи которого психологи предлагают бороться с шопоманией – реализация в любимом деле. Чтобы отвлечься от бесцельных и беспощадных покупок, специалисты рекомендуют найти хобби.

"Если с работой, да и с семейной жизнью, все хорошо, но как-то пресно и однообразно, и вам нужны эмоциональные всплески, тогда срочно ищите хобби, увлечение, - здесь годится и спорт, и экстремальные увлечения, дающие и адреналин, и серотонин, и эндорфины", - рекомендует психолог Александр Кичаев.

Однако увлеченность "любимым делом" может принимать странные формы, превращаясь из спасения в очередную зависимость. "Я знаю людей, которые на рыболовные снасти могут потратить всю зарплату. Когда они покупают этот спиннинг, они входят буквально в трансовое состояние сродни тому, когда игрок жмет на кнопку игрового автомата, - рассказала психолог Анетта Орлова. - Если такое происходит, доходит до абсурда. Люди начинают скупать все подряд, причем в последствии очень многие вещи остаются даже не распакованными".

Счастье с прилавка

Такие покупки совершаются не на рациональном, а на эмоциональном уровне. "Человеку кажется, что заниматься фотографией, кататься на сноуборде, велосипеде, горных лыжах - это очень здорово. Представляет, как он будет выглядеть в глазах других людей в свете этого увлечения, каким он будет притягательным и интересным для других - друзей, коллег по работе. Когда очарование образа сталкивается с реальностью, в которой нет времени, денег, а порой и желания заниматься тем или иным увлечением, лыжи оказываются заброшены подальше, а фотоаппарат пылится на полке, чтобы не напоминать о бездумной трате", - поясняет психолог Юлия Смелянец.

Оттуда же растут ноги у таких неэффективных трат, как покупка абонемента для занятий в фитнес-клубе или скидки на занятия в языковой школе, куда вы так и не выберетесь.

Хорошо, если вашим неудавшимся хобби было вышивание или разведение кактусов, тогда потери ограничатся набором мулине и засохшими суккулентами на подоконнике. Если же вы замахнетесь на что-то более "эпичное" - дайвинг, судомоделирование или фотографию, - потери грозят оказаться намного разрушительнее для семейного бюджета.

"Порой внутри такой покупки лежит зависть к другому человеку, уже обладающему чем-то (телефоном, автомобилем и т.д.). Но купленная вещь, оказавшись в руках, тут же теряет для обладателя свою ценность", - продолжает Ю.Смелянец.

"Профессиональные продавцы знают, что многие люди не умеют принимать решение о покупке. Поэтому есть категория покупок, совершенная под давлением словоохотливого продавца, умеющего убедить покупателя в необходимости приобрести ту или иную вещь. В любом случае ответственность за эту трату лежит на человеке. Как бы соблазнительно ни было сказать "мне навязали", причиной для такой покупки является неумение выбирать или незнание того, что нужно на самом деле. Ведь человек, который пришел с ясным представлением о том, что ему нужно, вряд ли совершит нерациональную покупку", - резюмировала психолог.

NB

"Мы ходим на работу, которую ненавидим, чтобы купить барахло, которое нам не нужно" (Чак Паланик, "Бойцовский клуб").

Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Ваш бизнес «родился» в начале 1990-х: как сохранить его сегодня
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Как рестораны автоматизируют бизнес: шесть актуальных направлений